22 подписчика
Недавно мы писали о вышедших в 2022 г. лекциях Майкла Фреде, в которых тот ставит под вопрос ставшую привычной после Рорти таксономию историко-философских жанров. Рорти отправляет на свалку все, что он называет доксографией, понимая под этим простые обзоры философских мнений, а Фреде, напротив, связывает начало историко-философской дисциплины именно с доксографическими работами 17-18 в. К ним он относит труды Георга Хорна, Томаса Стенли и Якоба Брукера (22 января 1696 г. - 26 ноября 1770 г.), у которого сегодня, между прочим, ✨день рождения✨.
Хотя Фреде формулирует ряд важных возражений против антиисторицизма, который господствовал в 80-90 гг. в аналитической философии, по мнению Лео Катана, он допускает две ошибки.
✅ Во-первых, Фреде не видит того, что сам Брукер реформировал жанр философской истории, впервые введя понятие системы философии как предмета историко-философского интереса. В этом отношении его никак нельзя считать доксографом в духе Стэнли.
✅ Во-вторых, хотя Гегель и все за ним ругают «Историю» Брукера как собрание курьезов, именно у него заимствуется этот важнейший методологический концепт. Разрыв между Брукером и «философской историей философией» не так велик, как это представляется Фреде.
Дискуссия вокруг наследия Брукера достигла в последние годы впечатляющих масштабов, а издательство OUP обещает в 2024 году, то есть вот уже скоро, выпустить перевод обширного вступления к «Критической истории философии» Брукера.
На русском такого перевода нет, хотя в 18 в. был сделан краткий пересказ шеститомной истории (на фото). По этому поводу мы подумали: зачем ждать английский перевод, если у нас есть латинский оригинал? Со следующей недели по понедельникам будем публиковать небольшие видео с разбором Dissertatio praeliminaris — в пользу юношества и других социально-возрастных групп. Оставайтесь с нами.
#bruckerus
1 минута
22 января 2024