21 подписчик
Сегодня в рубрике #книги — The Historiography of Philosophy (OUP, 2022). Это курс лекций известного историка античной философии Майкла Фреде (1940-2007), прочитанный им в Оксфорде в 1989-1990 гг. и изданный посмертно.
Подход Фреде к историко-философским жанрам решительно отличается от того, что предлагает Ричард Рорти. Статья Рорти «Историография философии: четыре жанра» переведена на русский язык и хорошо изучена, так что сегодня редкий студент не знает, что реконструкция бывает «историческая» и «рациональная», и что доксография — это плохо, а «история духа» — хорошо. Проблема с «четырьмя жанрами» Рорти в том, что их на самом деле пять: в качестве бонуса предлагается не вполне философская «интеллектуальная история», которая при ближайшем рассмотрении оказывается родственницей исторической реконструкции. Кроме того, как указывали критики Рорти, его понимание «доксографии» достаточно однобоко.
У Фреде жанров всего три: это доксография, историческая история философии и философская история философии. Из них полезными он признает первые два, наилучшим — второй, а последний отвергает как вредный и тенденциозный. С этим подходом русскоязычный читатель уже мог ознакомиться благодаря хрестоматии под редакцией М.Н. Вольф «Философия и ее история: дискуссии» (2021), куда вошел перевод одной из статей Фреде. Но в лекциях подобное деление обосновано с бОльшим размахом. Особую прелесть этой теоретической схеме придают авторские ремарки об отдельных историко-философских работах, например критика «психологизма» у Йегера или неожиданная характеристика Оуэна как «доксографа». (Интересно, что в Послесловии Джонатан Барнз решительно оспаривает схему Фреде).
Мы не будем пересказывать все лекции, тем более, что там всего 230 страниц. Но заметим одну важную, хотя и не новую, мысль. Фреде связывает возникновение современной истории философии с жанром, который получил развитие в середине XVII в. Среди наиболее ранних представителей этого жанра он упоминает Historia philosophica (1655) Георга Хорна и The History of Philosophy (1655) Томаса Стенли, а среди наиболее известных — Historia critica philosophiae (1742–1744) Якоба Брукера. Хотя авторы этих трудов имели представление об историческом развитии в философии, ими руководил не интерес к этому развитию как к таковому, а представление о том, что философские мнения, о которых они сообщают, сохраняют свою философскую значимость. В этом отношении, по мнению Фреде, историографы XVII и отчасти еще XVIII вв. наследуют античной доксографической традиции.
Обращение к «доксографическим» трудам XVII-XVIII вв. как к истокам современной истории философии у Фреде очень важно (хотя его оценки не всегда бесспорны, о чем мы расскажем как-нибудь в другой раз).
Известно, что Гегель в «Лекциях по истории философии» вовсе отказал Брукеру в историчности, а вслед за ним так же поступил неокантианец Виндельбанд, назвав сочинение Брукера «сборником курьезов» (потом, правда, Рорти назовет самого Виндельбанда доксографом, это у них вроде забавы такой).
Положительную оценку заслуг Брукера можно найти у французского философа Виктора Кузена (1792–1867) в Cours de philosophie. По словам Кузена, Брукер является отцом современной истории философии в той же мере, в которой Декарт — отец современной философии.
Заслуги Брукера признает и современный итальянский исследователь Г. Пиайя, который также указывает на влияние картезианского проекта на становление историко-философского жанра. По его словам, рационализм приводит к «затмению» традиционной доксографии, как она еще представлена у Стенли и Хорна, и сам Брукер — проявление нового, гораздо более критичного по отношению к источникам, подхода.
Кстати, шесть томов «Критической истории философии» Брукера — около 6000 страниц — ✨написаны на прекрасной латыни✨. #bruckerus
3 минуты
25 декабря 2023