13,4 тыс подписчиков
В прошлом году я писала о Дмитриевском соборе во Владимире и, кроме прочего, упоминала о том, что в его оформлении явно прослеживаются следы заимствований из северной итальянской архитектуры — об этом я прочитала в книге об архитектуре России и Италии, которую мне когда-то подарили. В общем-то, это не откровение — известно ведь, что итальянцы в России строили много, часто и красиво. Но тогда, помню, в комментариях возникла не одна дискуссия (да и в чужих текстах об этом тоже): мол, нет, враньё, нет тут никакого итальянского следа, строили русские мастера!
Ну, у тех, кто строил, теперь уж не спросишь.:)
Зато когда я приехала в Венецию в этом декабре и внимательно рассмотрела барельефы на стенах собора Святого Марка, то здорово посмеялась. Не скажу, конечно, что абсолютные копии, но... посмотрите сами: по-моему, сходство отчётливое. Сюжеты явно выполнены в одном стиле. Разумеется, это не рука одного и того же мастера, но вот что одна школа — мне кажется, точно. Что вполне естественно, ведь в обоих случаях ноги растут из Византии.
О чём это говорит? Да, в общем-то, ни о чем постыдном ни для Венеции, ни для Владимира. Культурная диффузия всегда имела место — и совершенно естественно, что сюжеты перекликаются. Особенно в случае таких стран, как Россия и Италия, у которых действительно долгая и интересная история взаимодействия в сфере культуры. И за этим очень интересно наблюдать.
1 минута
15 января 2024
321 читали