Моя поездка во Владимир в одни из июньских выходных получилась во всех смыслах поездкой архитектурно-тематической, – я бы назвала её Поездкой Трёх Соборов.:) Конечно, я погуляла по Владимиру, оценила пешеходную Георгиевскую улицу и расположенные на ней музейчики, впечатлилась Золотыми воротами... но все-таки главный интерес для меня представляли три собора: Успенский и Дмитриевский в самом Владимире и храм Покрова на Нерли – ценнейшие образцы зодчества домонгольского периода. Ну, про храм Покрова на Нерли я уже писала чуть раньше, не будем повторяться, а вот про владимирские храмы поговорим теперь.:)
С чего вдруг именно сейчас такой интерес? Недавно я разбирала домашнюю библиотеку и нашла замечательный фолиант «Россия – Италия: тысяча лет архитектуры», коллекционное издание, которое несколько лет назад подарили мне в итальянском посольстве. Размеры фолианта не располагают к тому, чтобы читать его перед сном в постели, поэтому после обретения я его отложила, но вот в ходе генеральной уборки открыла – и зачиталась! Разумно было бы предположить, что примерно половину этой книги занимает описание Санкт-Петербурга (и это действительно так, и это тоже натолкнуло меня на интересные мысли), однако и про Владимир сказано очень и очень много. Потому что архитектура города, который часто называют одним из самых русских, во многом заимствована из Германии и северной Италии. Точнее, не города, а главных городских соборов. Вот, как пишет об этом профессор Дмитрий Швидковский:
Во Владимире соприкоснулись духовное наследие Византии и черты романского стиля в его ломбардском варианте. При их синтезе вспыхнули искры творческого духа, возник универсализм русской культуры и началось развитие отечественного строительного искусства с использованием пришедших с Запада архитектурных и скульптурных элементов.
Разумеется, захотелось скорее увидеть воочию всё то, о чем идет речь. Вот и понесло во Владимир.:)
Проще говоря, не на пустом месте возникла русская архитектурная школа, не в вакууме и не в пустыне – она развивалась в едином ритме с европейскими современниками, что-то заимствуя у них, а что-то добавляя от себя. Неудивительно: в конце концов, такие же христиане! Стиль, в котором выполнены храм Покрова на Нерли, а также Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, специалисты называют школой ломбардской романики, имея в виду, что работали там архитекторы, которые до этого создали не один собор в Германии и северной Италии. Вот ещё одна цитата из моей замечательной книги, которая все это объясняет:
Не исключено создание «интернациональной» архитектурной артели во Владимире тех лет. Однако сегодня кажется все более несомненным, что в ней преобладали северо-итальянские мастера. Наиболее вероятной остается версия, упоминавшаяся еще Татищевым, что строители были присланы императором Фридрихом Барбароссой. Последний уделял в на рубеже 1150 и 1160-х годов основное внимание своим владениям в Италии. Был коронован в качестве короля Италии в Павии. Совпадений между архитектурой ломбардских церквей и владимирскими постройками настолько много, что это вряд ли может быть случайностью. Школа ломбардской романики, безусловно, сложилась раньше владимирской школы: XI-XII веков. К моменту, когда Фридрих Барбаросса мог послать мастеров на Русь, были возведены в этом стиле церкви в Комо - Сан Фиделе, Сан Аббондио, в Павии - Сан Микеле, Сан Теодоро, Сан Пьетро и многие другие. Ломбардская романская традиция уже вполне сложилась и могла быть передана как в Германию, так и на Русь.
Не знаю, кому как, а мне всегда жутко интересны такие параллели и особенности происхождения сюжетов, которые удается выяснить. Казалось бы: где Ломбардия, а где Владимиро-Суздальское княжество? А вот поди ж ты! Приехали мастера, поделились секретами, и всё это воплотилось в невероятную красоту, сохранившуюся до наших дней.
Я, признаться, не так много и активно каталась по итальянской Ломбардии, чтобы иметь возможность компетентно судить о том, действительно ли построенные там в 11-12 веках храмы были предшественниками соборов Владимира. Оставим это на совести экспертов, я не вижу оснований не верить. Так или иначе, но главное, на что обращаешь внимание при взгляде на эти соборы – чудесные барельефы на фасадах, изображающие животных и не только.
Особенно это характерно, конечно, для Дмитриевского собора, освященного в честь святого Димитрия Солунского, и работали над ним в том числе греческие мастера. По мнению специалистов, там прослеживаются не только византийские или ломбардские, но и языческие сюжеты – взять хотя бы сцену победы Геракла над стимфалийскими птицами, изображенную на одном из фасадов. Вот опять же: ну где Владимир 12-го века, а где Геракл?!
К этим сюжетам, конечно, я снова с радостью подтащу цитату из книги:
Центром композиции каждого фасада выступают знакомые нам сюжеты, «Царь Давид, играющий на Псалтыри», «Вознесение Александра Македонского», Новой является сцена, показывающая князя Всеволода Большое Гнездо, основателя храма, с пятью его сыновьями. Особенно характерно, что к моменту создания этого изображения два или, по крайней мере, один из сыновей князя Всеволода, Дмитрий умер, но в сцене на стене собора он находился вместе с живыми. Именно это раскрывает смысл композиции. Она находится вне исторического времени, передает образ будущего царства, Небесного Иерусалима. Возникает грандиозная картина рая, населенного удивительными зверями и птицами, необыкновенными существами и растениями. Среди них пребывают святые, чьи изображения, взятые в круги, неожиданно появляются среди странных деревьев или животных.
Знакомые нам сюжеты, конечно, в том смысле, что мы уже видели их в храме Покрова на Нерли (ему посвящена предыдущая глава книги и мой недавний текст). Во-первых, тот самый музицирующий царь Давид. Во-вторых, невероятно очаровательные львы, обозначенные в расшифровке как лев приветствующий и лев припадающий. Мне более всего понравился приветствующий – очень радостная зверушка, я даже сувенирный изразец купила с его изображением. Как я уже говорила, львы на фасадах храма Покрова на Нерли показались мне какими-то обиженными, а эти – наоборот, чудесно оптимистичные! Еще есть маленькие львята, сидящие на руках Александра Македонского. И грифоны, терзающие зайцев. Или вот ещё – гуси с переплетёнными шеями: прелесть! Вокруг Дмитриевского собора можно ходить не менее часа, запрокинув голову и вооружившись фотоаппаратом с хорошей функцией zoom – и рассматривать, рассматривать, рассматривать...
Второй собор Владимира, Успенский, по первоначальному замыслу должен был быть таким же: построен в то же время, с тем же декором, в том же стиле и теми же мастерами... Но тут, увы, сохранилось гораздо меньше: собор неоднократно перестраивался, и теперь такой роскошной резьбы там нет. Зато внутри там – росписи Андрея Рублёва, более чем заслуживающая внимания деталь, хоть и относящаяся уже к более поздней эпохе. Посмотреть на них можно беспрепятственно: собор в статусе музея, есть и экскурсии, и вольное посещение.
Пятиминутка юмора.:) Я сама в Успенский собор вошла просто так, но в то же время там шла экскурсия. Прохожу мимо, торможу около тех же росписей, и тут до меня доносится:
– ...обратите внимание, как здесь изображены трудящиеся ангелы...
Я аж вздрогнула: что-что, думаю, трудящиеся ангелы?! Но ведь это, простите, Страшный Суд, а не съезд рабочих депутатов! Через 15 секунд до меня дошло: ангелы, конечно, были трубящие, – ну а у дамы-экскурсовода, по всей вероятности, просто язык заплетался в конце насыщенного рабочего дня, вот и прибавила ненужное «-ся». Но смешно.:)
Кстати, именно Успенский собор во Владимире вдохновлял Аристотеля Фьораванти (и снова итальянское имя!), когда тот строил Успенский собор Московского Кремля. И они вправду похожи!..
Оба собора – в списке наследия ЮНЕСКО, и оба в статусе музеев. Входной билет в Успенский собор стоит 200 рублей, в Дмитриевский – 150 рублей. Последним еще худо-бедно можно пренебречь, если время ограничено или очень жаль денег (не увидите фрески греческих мастеров, но главная прелесть все равно снаружи!), а вот в Успенский войти нужно обязательно.
Понравился рассказ? Возможно, вы и на озере Комо были или в Павии, – и можете компетентно сравнить соборы? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного. Читайте также: