36 подписчиков
О социально-психологических экспериментах Г. Таджфеля по выявлению внутригрупповой взаимопомощи и межгруппового соперничества
По сути об этом много писал Генри Таджфель, о чём сказано и в Википедии: hru.wikipedia.org/...нри (Он в основном работал в Британии и США и публиковался на английском языке, так что логичнее воспроизводить его имя от звучания в лекциях англоязычных специалистов, а не из французского произношения.)
Серия психологических экспериментов, разработанных Г. Таджфелем и многократно воспроизведённых его последователями в конце 1960-х – начале 1970-х гг., показала, что явное большинство людей в Западной Европе, США, Японии, на Тайване и т.п. очень высоко ценят групповую идентичность. То есть для них важен сам факт принадлежности к определённой социальной группе «своих», пусть даже выделяющихся на откровенно малозначительной основе. При этом люди обычно выступают как альтруисты по отношению к членам «своей» группы, а по отношению к членам «чужой/другой» группы – как соперники.
Это и есть главная характеристика устойчивого большинства людей – действовать в рамках сотрудничества и взаимопомощи со «своими» (коллективизм среди своих), и одновременно в рамках соперничества и конфликтности – с «чужими» (конкуренция по отношению к чужим). Данное положение легло в основу современной теории социальных (межгрупповых) конфликтов.
Суть эксперимента Г. Таджфеля – группе старшеклассников или студентов дают возможность разделиться на 2 части (например, на любителей картин абстракционистов Клее или Кандинского, или на любителей картинки с преобладанием крестиков либо с преобладанием ноликов).
Потом представители обеих групп начинают соревнование между этими группами, отвечая на большую серию несложных вопросов. В конце победившая группа получает дополнительные призовые баллы за победу, и потом участники каждой из групп делят между собой все выигранные этой группой баллы. Потом эти баллы переводятся в небольшие денежные суммы, или в разные наборы конфет и т.п., которые и получают, как заранее было обговорено, участники.
Каждый правильный ответ вознаграждается баллами, но ответивший должен без обдумывания и очень быстро выбрать формулу распределения этих выигранных им баллов всегда на три части (из многих десятков представленных на выбор формул, с различающимися сочетаниями процентов). Все эти формулы имеют одинаковый вид: Мне + Нашим + Другим = 100% (но в предлагаемых вариантах раздела выигрыша меняются лишь суммы процентов, на которые делится весь данный выигрыш, всегда приравниваемый к 100%).
В конце каждый участник эксперимента, как его предупредили заранее, получает свои баллы. Это все те баллы, что он выиграл лично (как отошедшие «мне»), плюс свою долю от выигранных членами его группы (как отошедшие к «нашим»), и плюс свою долю от тех баллов, которые выиграли члены другой группы (как отошедшие от них «другим»).
Оказалось, что явное и устойчивое большинство людей, обычно порядка 70%, стремится к тому, чтобы прежде всего выделить «другим» минимально возможное количество баллов, пусть даже при этом и "мне" тоже достанется относительно мало. То есть большинство демонстрирует внутригрупповой коллективизм и межгрупповую конкуренцию.
Очень небольшое меньшинство действуют как индивидуалисты (всегда выбирают максимально большие значения баллов «мне»), и ещё меньшая доля участников – как альтруисты (стараются выбрать примерно равные доли баллов «мне», «нашим» и «другим»).
Комментарий к: https://dzedzen.ru/...uzy
2 минуты
27 ноября 2023