107 подписчиков
Реклама продавцов алкогольной продукции. Часть 1. Практика ФАС
#алкореклама
У вас появляется запрос – мы готовим ответ! В комментариях к первому посту рекламной рубрики возник следующий вопрос:
“Распространяются ли требования 21 статьи Закона о рекламе на рекламу не конкретной алкогольной продукции, а ее продавцов или производителей - алкомаркетов, виноделен, винотек, пивоварен, баров, ресторанов и т.д.?”
Скажу сразу, однозначного и четкого ответа на этот вопрос нет ни в законе, ни в практике высших судов, ни в действующих разъяснениях и руководствах ФАС. Поэтому обратимся к административной и судебной практике.
УФАСы и суды как правило аргументируют привлечение за рекламу продавцов алкоголя через следующие нормы и позиции высших судов:
1️⃣Согласно ч.4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации их изготовителей или продавцов, за исключением случая, когда такая реклама явно не относится к этому товару.
2️⃣Согласно позиции ВАС РФ (п.16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37, п.2. ПП ВАС РФ от 08.10.2012 N 58), информация, очевидно вызывающая у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющая своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Например: Магазин “Алкомаркет Ди” привлечен к ответственности за распространение листовок по типу изображенных под №1 на картинке к посту (адрес и название изменены, остальной текст сохранен дословно).
Позиция региональных УФАС и судов: Необходимо учитывать специфику рекламируемого заведения, ассоциирующегося у потребителей, в первую очередь, с продажей алкогольной продукции, вне зависимости от того, есть ли в рекламе наименование или изображение такой продукции. Также фраза “подарок каждому покупателю” стимулирует потребителя приобрести алкогольную продукцию (Постановление Хабаровского УФАС от 09.09.2020 по делу N 027/04/14.3-915/2020, оставленное в силе АС Дальневосточного округа).
УФАС спрогнозировало мышление потребителя: листовка, не содержащая ни слова про алкоголь, но фактически рекламирующая деятельность магазина, который населением воспринимается именно как точка продажи алкогольной продукции (даже если в нем реализуется и иная продукция), направлена на привлечение внимания и поддержание интереса к алкогольной продукции.
Такая же позиция (как под копирку) в Решении Хабаровского УФАС от 26.10.2023 по делу N 027/05/21-1436/2023, в Постановлении Хабаровского УФАС от 02.06.2023 N 9 по делу N 027/04/14.3-641/2023. Если Вы в Хабаровске, привлечения точно не избежать))
Или, например: в Екатеринбурге Алкомаркет привлечен за размещение рядом с магазином конструкции, изображенной под №2 на картинке к посту (Решение Свердловского УФАС от 11.08.2021 по делу N 066/05/21-2097/2021). В этом примере особо не обращали внимание на то, что объект рекламирования - продавец, а не сама алкогольная продукция, для привлечения к ответственности хватило ссылки на ч.4 ст. 2 Закона о рекламе.😅
УФАСы также указывали на ОКВЭДы организации и наличие у нее лицензии на продажу алкоголя (в совокупности с другими обстоятельствами).
ИТОГ: Есть примеры привлечения к ответственности за рекламу продавцов алкогольной продукции, даже если в ней нет никаких указаний на алкоголь или хотя бы ярких слоганов (по типу “пенное”, “живое” и т.д.).
НЕ скажу, что я с этим согласна, что аргументация УФАСов звучит убедительно, но об этом в следующем посте😉
Пост подготовила Кристина Ноздрина
#алкореклама #ФАС #реклама
2 минуты
5 декабря 2023