Найти тему
60,7 тыс подписчиков

«Очень часто на советском экране идут картины, весьма далекие от духовных, моральных, нравственных интересов нашего общества»…


Толченова Н. Фильмы «замочной скважины» и кинокритика // Огонек. 1968. № 27. С. 22-24. (Июнь 1968 года)

"... за последнее время очень часто на советском экране идут картины, весьма далекие от духовных, моральных, нравственных интересов нашего общества. Картины о грабителях, насильниках, проститутках. Картины, лишенные социальной основы либо же прикрытые видимостью социальности, что вообще умеет и любит делать буржуазное, мещанское кино, как замечал еще А. В. Луначарский.

Думается, обратить на это внимание прежде всего должна была бы кинокритика.

Разговор о фильмах, выпущенных капиталистическими странами, бесспорно, ведется кинокритикой. Но самый разговор этот, к сожалению, становится порою односторонним. Иногда в нем звучат откровенно рекламные ноты. Все реже встречаются серьезные, подлинно критические выступления.

Спрашивается, за что же критика может хвалить ту или иную картину, если она лишена глубокого жизненного содержания, противостоит нашим моральным и нравственным нормам?.. Как найти для такого фильма «положительную рекомендацию»?!.

Тогда критики рассказывают об известных актерах, снимавшихся в фильме. Либо же превозносят различные творческие приемы режиссуры. Или находят манеру киносъемки, заслуживающую внимания. Иначе говоря, молчанием обходят содержание, идею, замысел художников, создававших фильм, а все внимание сосредоточивают на его форме.
Помните «Шербурские зонтики»? Этот фильм на редкость точно отвечает глубокой социальной характеристике, которую дает сегодняшнему французскому кино Марсель Мартен.

«Во Франции, — считает он, — искусство кино с социальной точки зрения представляет собой явление мелкобуржуазное или интеллигентское» (подчеркнуто автором, — Н.T.).
С сокрушением признает М. Мартен, что во Франции «практически нет пролетарского киноискусства... Даже фильмы, героями которых были бы рабочие и крестьяне, фильмы, честно рисующие положение людей труда, и те чрезвычайно редки».
Героиней «Шербурских зонтиков» как раз и является не человек труда, а маленькая буржуазка, мещаночка Женевьева. Вместе со своей мамой торгует она зонтиками и страдает от несчастной любви. Ну, а потом удачно выходит замуж и становится богатой, состоятельной дамой...

Спрашивается, что в этой банальной, надуманной, донельзя подслащенной истории могло привлечь симпатии нашей кинокритики? Тем не менее воинствующе мещанская, мелкобуржуазная (кстати сказать, самое слово мещанин на французском языке именно так и звучит — petit bourgeois «маленький буржуа») сущность «Шербурских зонтиков» вовсе осталась в стороне при анализе этого фильма критиком Н. Зоркой, чья статья была напечатана на страницах журнала «Искусство кино».

Чтобы лучше разобраться в фильме «Шербурские зонтики», Н. Зоркая предлагает вернуться к предшествующей киноповести «Лола» — о жизни девицы кабаре. По вечерам эта девица танцует возле столиков, знакомится с «клиентами» и приводит их к себе домой. Ничего не поделаешь, таков уж ее хлеб. Тем не менее Лола, по словам Н. Зоркой, являет собою некую добродетель" (...). Толченова Н. Фильмы «замочной скважины» и кинокритика // Огонек. 1968. № 27. С. 22-24. (Июнь 1968 года)
Окончание (с множеством кадров из зарубежных фильмов) здесь: dzen.ru/...8c3
«Очень часто на советском экране идут картины, весьма далекие от духовных, моральных, нравственных интересов нашего общества»…  Толченова Н. Фильмы «замочной скважины» и кинокритика // Огонек. 1968.
2 минуты
131 читали