60,4 тыс подписчиков
Лидеры итальянского кинопроката 1945-1955 годов (в списки фильмов включены также совместные кинопостановки, в основном – франко-итальянские).
Анализируя списки лидеров итальянского кинопроката первого послевоенного десятилетия (1945-1955), нельзя не отметить высокий уровень посещаемости итальянских фильмов (здесь, правда, следует отметить, что в это время в Италии еще не было экспансии американского развлекательного кино). Фильмы, ежегодно входящие в первые десятки лидеров итальянского кинопроката, в этот период собирали в Италии аудиторию от 1,7 млн. зрителей до 15,7 млн. зрителей.
В первой половине 1950-х посещаемость итальянских фильмов стала еще выше, и фильмы, находящиеся по итогам кинопроката на десятом месте собирали уже не менее 4 млн. зрителей.
С учетом того, что население Италии в первое послевоенное десятилетие было примерно в четыре раза меньше населения СССР, то 15,7 млн. итальянских зрителей соответствовали примерно 62 млн. советских зрителей, а 4 млн. итальянских зрителей были аналогом 16 млн. зрителей в СССР.
Предпочтения массовой итальянской аудитории в 1945-1955 годах были в целом стабильно ориентированы на развлекательные жанры кинематографа (комедии, мелодрамы, пеплумы), хотя время от времени в первые десятки лидеров кинопроката попадали и неореалистические драмы Р. Росселлини, В. Де Сика и Дж. Де Сантиса.
Очень высокие показатели посещаемости были и у фильмов Ф. Феллини «Маменькины сынки» (4,9 млн. зрителей) и «Дорога» (4,0 млн. зрителей).
Стабильной популярностью у итальянцев пользовались экранизации литературной классики («Война и мир», «Отверженные», «Капитанская дочка», «Дама с камелиями» и др.). При этом самым популярным фильмом в Италии 1940-х – 1950-х годов стала совместная итало-американская экранизация романа Льва Толстого «Война и мир» (15,7 млн. зрителей и первое место по кассовым сборам итальянских фильмов за всю историю кинопроката в Италии).
Советский кинопрокат второй половины 1940-х – первой половины 1950-х был довольно плотно заполнен так называемыми «трофейными» зарубежными (в основном – американскими и немецкими) фильмами, поэтому новые западные фильмы закупались в весьма ограниченном количестве.
Отсюда понятно, почему лидеры итальянского кинопроката 1945-1955 годов в СССР, как правило, не демонстрировались. Среди редких исключений были флагманы неореализма «Рим – открытый город» Р. Росселлини «Похитители велосипедов» и «Умберто Д.» В. Де Сика, «Горький рис» Дж. Де Сантиса, шедевр Ф. Феллини «Дорога», некоторые из нашумевших экранизаций классики («Война и мир» и др.) и несколько развлекательных лент («Хлеб, любовь и фантазия», «Улисс», «Полицейские и воры» и др.).
При этом, как правило, большинство из этих фильмов выходило на советские экраны с большим опозданием, в основном – в 1960-е годы.
Киновед Александр Федоров
1945
1. РИМ: ОТКРЫТЫЙ ГОРОД / ROMA CITTA' APERTA: 3,8 млн. зрителей. Прокат в СССР – с 17 октября 1947: нет данных.
2. ОТЪЕЗД В СЕМЬ ЧАСОВ / PARTENZA ORE 7: 3,0 млн. зрителей.
3. ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ ЗАНОВО / LA VITA RICOMINCIA: 2,7 млн. зрителей.
4. ДВА АНОНИМНЫХ ПИСЬМА / DUE LETTERE ANONIME: 2,7 млн. зрителей.
5. О, МОЁ СОЛНЦЕ / O SOLE MIO: 2.7 млн. зрителей.
6. МОНАСТЫРСКИЙ КУЗНЕЦ / IL FABBRO DEL CONVENTO: 2,5 млн. зрителей.
7. СИВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК / IL BARBIERE DI SIVIGLIA: 1.9 млн. зрителей.
8. ВЕРНИСЬ... В СОРРЕНТО / TORNA... A SORRENTO: 1.9 млн. зрителей.
9. АМЕРИКАНЕЦ В ОТПУСКЕ / UN AMERICANO IN VACANZA: 1.8 млн. зрителей.
10. ДОЛОЙ НЕСЧАСТЬЯ! / ABBASSO LA MISERIA!: 1.7 млн. зрителей. (...)
Составитель: киновед Александр Федоров. Продолжение списка с кадрами и афишами фильмов здесь: dzen.ru/...0ca
2 минуты
30 октября 2023