Найти тему

На днях писала, что на любое явление, событие или мнение можно повязать такой огромный, такой яркий текстовый бант из интерпретаций, что все заметят только интерпретации, только бант. Контекст важнее факта — на языке медиатехнологов это называется постправда.


Сейчас покажу, как это работает, на примере нашумевшего текста Константина Богомолова об эмигрантах.

Следите за пальцами.

1. В основе сочинения – действительно жизнеспособная нарядная метафора о том, что эмиграция – это смерть. Откликается!

2. Текст напичкан литературными тропами (анафоры, парцелляции, простые, но изящные эпитеты и настолько пафосные риторические вопросы, что глазные яблоки закатились позавчера, а выкатились только сегодня) – режиссёр выжимает из букв максимум эмоций, танцует на грани пошлости.

 3. Иллюстрирование. Богомолов рисует бытовые картинки, которые не могут не откликаться рождённому на Одной Шестой: «Они оставили квартиры. Пожилых родственников. Животных. Работу. Друзей. Растения, которые нужно поливать. Пылящиеся книги». Обнимите в Новосибирске мой рододендрон😭

4. Он пишет про предков, сравнивает поуехавших с расстающимися любимыми, землю — с матерью, то есть намеренно примитивизирует сложную тему до уровня «понятно даже пещерному человеку». Подробнее я писала об этих приёмах тут.

Итого мы имеем

4 мощных копирайтерских козыря, помноженные на известность автора и площадки, где он публикуется. И вот все уже самозабвенно репостят текст (он ведь такая жиза!),

не замечая ГЛАВНОГО.

ЛЖИ.

Текст построен на ЕДИНСТВЕННОМ тезисе, который от минус бесконечности до плюс бесконечности Л О Ж Е Н. Эмигранты не радуются бомбам, упавшим на дом.
______________

Я – эмигрантка. Но я же знаю, что собственного мнения (и даже знания!) для объективности мало. И поэтому я опросила 12 поуехавших. И НИ ОДИН. Никогда. Ни разу в жизни. Не радовался стрельбе на Родине. Ну этого просто нет.

Никакой политики. Ничего личного. Просто фактчекинг.
1 минута