Найти тему
27,8 тыс подписчиков

​​#lacewars_Ликбез #lacewars_xix


Еще одна малоизвестная война – I

Есть война Тридцатилетняя, а есть – Тридцатидневная, она же Греко-турецкая война 1897 года, она же (для греков) «Черный 97-й» и Несчастная война. В принципе, уже исходя из таких названий, можно понять, кто в ней победил, однако даже такой спойлер не делает этот малоизвестный конфликт менее любопытным.

Итак, в 1832 году, после нескольких лет вооруженной борьбы, Греция вынудила османского султана дать ей независимость. На Балканах появилось новое, христианское государство. Но не все было так просто. Греция в том виде, в каком мы ее знаем сегодня и можем увидеть на политическом атласе, имеет мало общего с той, новорожденной Грецией образца 1832 года. Та Греция была меньше, и существенная часть территорий, населенных преимущественно греками, и которые греки считали историческими своими, по-прежнему оставалась под властью османов. Естественно, молодая Греция «заболела» ирредентизмом. Если кто не знает, ирредентизм – это политическое течение, преследующее своей целью объединить народ, этнос или нацию в границах единого государства. Поэтому когда, например, молдавские прорумынские националисты хотят воссоединения с Румынией – это ирредентизм. Когда сербы хотят вернуть Косово – тоже ирредентизм. Греческая ирредента воплотилась в таком явлении, как «энозис» (буквально – «единство») – пан-эллинском движении, целью которого было присоединить историческую Македонию, Фессалию и, особенно, «Великий остров» Крит.

Почему Крит был так важен для греческого самосознания особо пояснять не нужно. Колыбель крито-минойской цивилизации, один из важнейших пластов греческой культуры и истории. Ну вот, опять же, как для сербов Косово. Больше, чем просто земля. Кроме того, многие из наиболее видных тогдашних греческих политиков-ирредентистов были уроженцами Крита. Все эти, без сомнения, очень умные люди создали концепцию «Мегали Идэа» («Великая идея») – проект Великой Греции, которая включала бы все населенные эллинами территории. Все бы ничего, но в случае Македонии и Фессалии пан-эллины столкнулись с представителями конкурирующих проектов – панславистами и сторонниками «Большой Болгарии». Этот конфликт национальных идеологий кое-где на местах привел даже к вооруженным столкновениям между греками и славянами.

Что касается Крита, то он тоже был, в некотором смысле, разделен по этническому признаку. Если сельская местность была в подавляющем большинстве населена православными греками, то в городах острова господствующим этносом были турки-мусульмане. Все это, естественно, регулярно выливалось в конфликты. Буквально каждое десятилетие XIX века греческое население Крита поднимало против турецких властей восстание – в 1841, 1858, 1866–1869, 1877–1878, 1888–1890 и 1896–1897 годах. И каждый раз у таких восстаний была одна цель – энозис, объединение с Греческим королевством.

К тому времени Османская империя уже трещала по швам, от нее откалывались кусочки и куски, султанское правительство как-то пыталось эти прорехи латать, жестко подавляя все национальные выступления. В ответ на мятежи турецкая армия предпринимала карательные операции, в зверствах также участвовали иррегулярные турецкие отряды (фактически – наемные разбойничьи банды, вроде албанских баши-бузуков). Естественно, что на фоне всех этих событий стремительно и бесповоротно портились отношения между Османской империей и Греческим королевством, которое, по понятным причинам, симпатизировало критским повстанцам. В общем, Крит в конце XIX века – это такой греческий Донбасс-2014. Не хватало только искры.

​​#lacewars_Ликбез #lacewars_xix  Еще одна малоизвестная война – I  Есть война Тридцатилетняя, а есть – Тридцатидневная, она же Греко-турецкая война 1897 года, она же (для греков) «Черный 97-й» и...
2 минуты