34,7 тыс подписчиков
#lacewars_Ликбез #lacewars_xix
Еще одна малоизвестная война – II
Завершая. Пытались ли турки как-то погасить конфликт на Крите? Да, пытались. В 1878 году в Берлине состоялся международный конгресс, на котором страны разбирались с итогами очередной русско-турецкой войны, завершившейся в том же году. Затрону и греческую тему. Султан согласился дать Криту ограниченную автономию в составе империи, но многие греки-критяне утверждали, что это – лишь «филькина грамота», и на практике вообще ничего в их положении не поменялось. Весной 1896 года греческие националисты подняли очередное восстание, которое, уже по старой доброй традиции, заложило новый виток межэтнического и межконфессионального насилия. Критские христиане бежали из городов в сельскую местность, где они составляли большинство. Мусульмане, наоборот, бежали в города.
Большую роль в эскалации конфликта играла группа радиальных греческих националистов под названием Ethniki Etairia («Национальное общество»), причем действовали они как на Крите, так и, собственно, в Греции. Главную свою задачу они видели в том, чтобы втянуть Греческое королевство в полноценную войну с Османской империей и отнять у турок Крит подобно тому, как 60 лет назад сама Греция освободилась от их господства силой оружия. Однако радикалы упускали из виду одно важное обстоятельство. Тогда, в конце 20-х годов, греческих повстанцев поддерживала вся Европа, включая Великобританию, Россию и Францию. Не стой они за спиной греков, и черт его знает, как бы все повернулось. Сейчас же великие державы не торопились вмешиваться в конфликт и недвусмысленно намекали Афинам, чтобы ты не лезли на Крит. Греческий премьер-министр Теодорос Делияннис до поры-до времени успешно отбивался от ирредентистов, но постепенно власти попросту утратили контроль над ситуацией. Тысячи добровольцев стихийно отправлялись на Крит, чтобы сражаться на стороне повстанцев. Более того, с этой же целью из армии дезертировали солдаты и офицеры.
Афины больше не контролировали ситуацию, поэтому им не оставалось ничего другого, кроме как просто плыть по течению исторического процесса. Весной 1897 года на Крите высадился экспедиционный корпус греческой армии под командованием полковника Вассоса. Началась настоящая война. Султан, который (надо отдать ему должное) до последней минуты надеялся «порешать» все на местах и избежать полноценного международного конфликта, в ответ на это в апреле открыл против Греческого королевства второй фронт в Фессалии – прямо на материке. Просто потому что мог. Просто потому что внезапно выяснилось, что Османская империя, несмотря на все свои проблемы, все еще способна раскатать Грецию в тонкий блин в ситуации «один на один», когда великие державы не вмешиваются. Как едко заметил один современник, «Греция сочетает в себе аппетиты России с возможностями Швейцарии». Война вошла в историю как Тридцатидневная именно потому, что туркам понадобились считанные недели для того, чтобы последовательно занять все греческие города Фессалии и поставить королевство на грань военной катастрофы. Афинам пришлось уступить.
Османская империя и Греческое королевство подписали перемирие 20 мая и достигли мирного урегулирования 20 сентября 1897 года. Условия соглашения обязывали Грецию выплатить победителю контрибуцию в четыре миллиона турецких фунтов и уступить часть Фессалии. Еще унизительнее было то, что Греция (которая уже объявила о банкротстве в 1893 году) была вынуждена принять международную комиссию, которая следила за тем, чтобы королевство в полной мере и в срок выплачивало туркам репарации. Крит формально оставался в составе Османской империи, но был передан под управление специального комиссара – греческого принца Георгиоса, второго сына короля. Окончательно греки аннексируют остров в 1913 году, во время Второй Балканской войны. К тому моменту доля проживавших на Крите турок составляла менее 20%.
3 минуты
11 сентября 2023