55,3 тыс подписчиков
Проходимец / Le Voyou. Франция-Италия, 1970. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Клод Пиното, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Даниэль Делорм, Шарль Жерар, Кристин Лелуш, Ив Робер, Жюдит Магр, Альдо Маччоне, Амиду, Жак Дониоль-Валькроз, Шарль Деннер, Саша Дистель и др. Кинопрокат во Франции: с 20 ноября 1970 (2,4 млн. зрителей).
Сегодня мы вспомним, как об этом фильме писали в «Советском экране»:
«В фильме Клода Лелуша «Проходимец» есть место, безошибочно вызывающее улыбку зала: герои фильма (а играет его Жан-Луи Трентиньян) начинает насвистывать мелодию из другого фильма — «Мужчина и женщина», фильма, после которого талантливый, но мало кому известный документалист Клод Лелуш стал кинорежиссером с мировым именем, а Жана-Луи Трентиньяна назвали «французским актером № 1».
Намек доходит сразу, но, в сущности, он не так уж весел. Ведь Клод Лелуш напоминает о лучшем своем фильме, до уровня которого он впоследствии так и не поднялся, о произведении такого обаяния и артистизма, которые покорили равно и знатоков в жюри Каннского фестиваля и зрителей обычных кинотеатров. Все было тогда понято и оценено: демонстративная банальность фабулы, подчеркнутая прозаичность героя, тонкая игра с цветом и лирика сцен на пустынном пляже.
И вот Клод Лелуш заставляет на мгновение возникнуть кусочек из этого фильма, но уже всего лишь как часть повседневной жизни. «Это снова я», — хочет сказать он. Но теперь уже Лелуш ставит криминальный фильм об удачливом гангстере, точном, как швейцарский хронометр, за что он и прозван Симон-«швейцарец».
В фильме есть отзвуки нашумевшего несколько лет назад дела о похищении малолетнего Пежо, внука автомобильного короля. Дед, души во внуке не чаявший, уплатил похитителям огромный выкуп. Ребенок был спасен, Франция рыдала от умиления. Но через несколько лет обнаружилось, что профессионалы-преступники действовали в сговоре с отцом мальчика — средним Пежо, который получил свою долю.
В фильме Лелуша ультиматум о выкупе предъявляют банку, где служит отец ребенка. Ему надоело, получая гроши, считать чужие миллионы, и он решил таким способом заставить своих хозяев раскошелиться. А уж выполняет похищение невозмутимый Симон-«швейцарец».
В «Проходимце» своеобразно расставленные акценты: добропорядочный клерк — подлец и преступник в душе, рискующий жизнью своего ребенка, зато уголовник-профессионал — нравственнейший человек, дочь свою любит нежно, чуть ли не на глазах у полиция отправляется в скверик еще раз взглянуть на неё, предан товарищам. Вот только профессия у него не совсем обычная - «трудная и неблагодарная», но ведь так люди говорят решительно о всякой профессии. И Жан-Лун Трентиньян, милый и заурядный, с его неброской манерой игры и не слишком выразительной внешностью очень хорош в роли Симона-«швейцарца».
Так что же, Клод Лелуш поставил обычный детектив? Такое предположение обидно автору «Мужчины и женщины». Детективы ставят все, кому не лень, а средний уровень их невысок. А Клод Лелуш — художник тонкий. Он и пускает в ход свою тонкость и свое мастерство: начинает с конца, чтобы потом обратиться к началу и, дойдя до уже показанных однажды кадров, заключить фильм своего рода эпилогом; он играет контрастами ярких рекламных красок одних эпизодов и пастельной нежностью других; он изысканно подает пустынные улицы городов, в лирической сцене снимает героев через какой-то вращающийся фонтанчик, делая изображение смутным и неопределенным; он врезает в свою историю кадры какого-то мюзикла и популярного шансонье" (...). (Лищинский И. Жестокий закон жанра // Советский экран. 1971. № 22. С. 16).
Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...027
Фильм "Проходимец" можно бесплатно посмотреть здесь: youtu.be/...j4a
3 минуты
4 августа 2023