Проходимец / Le Voyou. Франция-Италия, 1970. Режиссер Клод Лелуш. Сценаристы: Клод Лелуш, Клод Пиното, Пьер Уйттерховен. Актеры: Жан-Луи Трентиньян, Даниэль Делорм, Шарль Жерар, Кристин Лелуш, Ив Робер, Жюдит Магр, Альдо Маччоне, Амиду, Жак Дониоль-Валькроз, Шарль Деннер, Саша Дистель и др. Кинопрокат во Франции: с 20 ноября 1970 (2,4 млн. зрителей).
Сегодня мы вспомним, как об этом фильме писали в «Советском экране»:
«В фильме Клода Лелуша «Проходимец» есть место, безошибочно вызывающее улыбку зала: герои фильма (а играет его Жан-Луи Трентиньян) начинает насвистывать мелодию из другого фильма — «Мужчина и женщина», фильма, после которого талантливый, но мало кому известный документалист Клод Лелуш стал кинорежиссером с мировым именем, а Жана-Луи Трентиньяна назвали «французским актером № 1».
Намек доходит сразу, но, в сущности, он не так уж весел. Ведь Клод Лелуш напоминает о лучшем своем фильме, до уровня которого он впоследствии так и не поднялся, о произведении такого обаяния и артистизма, которые покорили равно и знатоков в жюри Каннского фестиваля и зрителей обычных кинотеатров. Все было тогда понято и оценено: демонстративная банальность фабулы, подчеркнутая прозаичность героя, тонкая игра с цветом и лирика сцен на пустынном пляже.
И вот Клод Лелуш заставляет на мгновение возникнуть кусочек из этого фильма, но уже всего лишь как часть повседневной жизни. «Это снова я», — хочет сказать он. Но теперь уже Лелуш ставит криминальный фильм об удачливом гангстере, точном, как швейцарский хронометр, за что он и прозван Симон-«швейцарец».
В фильме есть отзвуки нашумевшего несколько лет назад дела о похищении малолетнего Пежо, внука автомобильного короля. Дед, души во внуке не чаявший, уплатил похитителям огромный выкуп. Ребенок был спасен, Франция рыдала от умиления. Но через несколько лет обнаружилось, что профессионалы-преступники действовали в сговоре с отцом мальчика — средним Пежо, который получил свою долю.
В фильме Лелуша ультиматум о выкупе предъявляют банку, где служит отец ребенка. Ему надоело, получая гроши, считать чужие миллионы, и он решил таким способом заставить своих хозяев раскошелиться. А уж выполняет похищение невозмутимый Симон-«швейцарец».
В «Проходимце» своеобразно расставленные акценты: добропорядочный клерк — подлец и преступник в душе, рискующий жизнью своего ребенка, зато уголовник-профессионал — нравственнейший человек, дочь свою любит нежно, чуть ли не на глазах у полиция отправляется в скверик еще раз взглянуть на неё, предан товарищам. Вот только профессия у него не совсем обычная - «трудная и неблагодарная», но ведь так люди говорят решительно о всякой профессии. И Жан-Лун Трентиньян, милый и заурядный, с его неброской манерой игры и не слишком выразительной внешностью очень хорош в роли Симона-«швейцарца».
Так что же, Клод Лелуш поставил обычный детектив? Такое предположение обидно автору «Мужчины и женщины». Детективы ставят все, кому не лень, а средний уровень их невысок. А Клод Лелуш — художник тонкий. Он и пускает в ход свою тонкость и свое мастерство: начинает с конца, чтобы потом обратиться к началу и, дойдя до уже показанных однажды кадров, заключить фильм своего рода эпилогом; он играет контрастами ярких рекламных красок одних эпизодов и пастельной нежностью других; он изысканно подает пустынные улицы городов, в лирической сцене снимает героев через какой-то вращающийся фонтанчик, делая изображение смутным и неопределенным; он врезает в свою историю кадры какого-то мюзикла и популярного шансонье.
И, конечно, он пародирует: слишком хладнокровен и непроницаем Симон-«швейцарец», слишком по-вольтеровски улыбается усталый, всезнающий следователь, слишком глупы рядовые шпики, слишком бравы ребята — друзья Симона. Все эти «слишком» — пародия. А сегодня пародия — самый распространенный вид алиби, который коммерческий режиссер готовит для чересчур привередливых зрителей и критиков.
Но жанр детектива, его железная сюжетная конструкция все равно берут свое. Что нам режиссерские тонкости! Через десять минут мы уже смотрим лишь одно — кто кого? Уйдет или не уйдет? Найдут или не найдут? Опознают или не опознают? Все знакомо, все правильно. Стандарт лезет сквозь все прорехи изящной режиссерской разработки, ибо, как известно, плетью обуха не перешибешь» (Лищинский И. Жестокий закон жанра // Советский экран. 1971. № 22. С. 16).
Фильм можно бесплатно посмотреть здесь: https://youtu.be/42xvJBzCj4A