Найти тему

Непростая работа по преодолению речевого негативизма. Практика.

Лëва привыкает к работе над артикуляцией. Дело это долгое. Так мало детей, которые с удовольствием откроют ротик и будут повторять за логопедом упражнения. Лучше готовить к логопедическим манипуляциям постепенно. С Лёвой пока договорились держать в зубах ватную палочку. Держит на счёт пять, даже позирует! Через несколько месяцев можно будет заняться постановкой звуков. Мальчик привыкнет и хотя бы 3-4 минуты позволит поработать со шпателями. Это я про фото.
А теперь обсудим видео.
Даже при небольшой задержке в развитии речи появляется риск негативизма при общении. Есть ряд специальных тренингов, которые направлены как раз на формирование привычки вступать в речевое общение на условиях собеседника. Два из этих упражнений у Лёвы уже хорошо получаются. Это повторение на скорость по просьбе одинаковых слов или словосочетаний. Мама сумела создать эмоциональный настрой и правдоподобно "отстала" от сына в скоростном произнесении словосочетания "жёлтая птичка". Цель достигнута! Лëва не отмалчивался, не убегал, а повторил несколько раз одинаковые слова.
Этот приём снимает внутренний страх речи, потому что не нужно говорить каждый раз что-то новое, значит успешность гарантирована.
Важный момент: если ребёнок пошёл на повторение слов по вашей просьбе, какое-то время после этого нужно будет побыть "ведомым". Позволить ему самому управлять речевыми ситуациями, пусть использует привычные приёмы: тянет вас за руку, куда ему надо, просит играть с теми игрушками, которые ему нравятся. Побудьте послушными. Тогда на следующий день ребёнок выполнит охотнее ваши просьбы что-то сказать. После "жёлтых птичек" с мамой, на занятии со мной, Лёва повторял уже другие словосочетания по первой же просьбе, быстро и без уговоров. Больше не было необходимости произносить их по несколько раз. Мальчик сам радовался тому, как быстро получалось говорить слова. Его мотивировал результат.
Мы обсудили с мамой, как поддерживать формирующуюся у Лëвы привычку отвечать сразу. Заупрямился, проигнорировал вопрос, надо запланировать на ближайшем занятии снова провести тренинг с повторением одинаковых слов (летит и летит, едет и едет, кошка и кошка) или словосочетаний (синий кубик, синий кубик). Победителем в скорости должен быть ребёнок!
Речевой негативизм при алалии - это привычное для ребёнка состояние. Он был вынужден молчать из-за своих сложностей. Постепенно эта привычка заменяется другой формой речевого поведения. Все дети любят поговорить. Ребенок, преодолевший алалию, не станет исключением.
Хорошо знаю глубинные страхи многих родителей неговорящих детей. Сразу сниму вопрос, который непременно возникнет. Нет, к эхолалии приём повторения за вами одинаковых слов не имеет никакого отношения! Эхолалии абсолютно спонтанны. А тренинг "Скажи быстрее меня" является стопроцентным произвольным речевым проявлением. Этот приём как раз и направлен на предотвращение закрепления в речи ребенка функциональной эхолалии, неизбежной при обучении речи. Два важнейших фактора работают против нерациональной эхолалии и речевого негативизма: произвольное внимание и произвольное речевое общение минимальными средствами. Они присутствуют в простейшем (но не для алалика!) упражнении на повторение.
А что будет следующим шагом? Дальше естественным образом выходим на заучивание первых стихов, песенок. Можно ориентироваться на героя канала Женю. Ему подобные упражнения уже не требуются, это пройденный этап. Теперь мальчик с удовольствием рассказывает стихи и поёт колыбельную, причем по просьбе!
2 минуты
844 читали