11,4 тыс подписчиков
В комментарии к моей заметке "В чем выражалось индустриальное могущество Российской Империи?", уважаемый "никита к." пишет:
"Все железнодорожное хозяйство России было иностранным. Далее по списку. К империалистической войне Россиюшка подошла обложенная долгами со всех сторон."
Отвечаю.
Начиная с Николая I строительство железных дорог в России являлось приоритетной задачей самодержавия. Cчиталоcь, что только так можно скрепить части Империи друг с другом, обеспечив ее опережающее экономические развитие, конкурентоспособность на мировых рынках и, самое главное, переброску войск. Поэтому в развитие железнодорожной сети вкладывались значительные государственные средства. А, поскольку, железная дорога еще и приносила доход, то, наряду с государственными строились и частные. Частные дороги государство стремилось выкупить, а железнодорожное хозяйство (паровозы, вагоны, рельсы, мосты, телеграф и т.д.) разрабатывать и производить в России.
И до начала 1920-х годов, когда "ленинские гвардейцы" заказали в Швеции паровозы российской конструкции серии Э, это хозяйство было отечественного производства. А "гвардейцев" в 1930-е сталинские "опричники" разоблачили как "врагов народа" и "агентов иностранных разведок". Что, как видно по "паровозной афере", имело под собой некоторые основания.
До Первой мировой в России семь паровозостроительных заводов производили более 500 паровозов в год. И даже в 1922 года, когда 200 тонн золота было выплачено "гвардейцами" Швеции, на которые там с нуля была создана паровозостроительная отрасль, пять заводов в Советской России худо-бедно, но продолжали строить паровозы. Конечно, в сильно меньших количествах, потому что средства, которые можно и нужно было потратить на их модернизацию, ушли шведам.
И здесь мы переходим ко второй части комментария "никиты к.".
"для осуществления масштабных проектов царское правительство охотно брало кредиты за границей. Так, например, на строительство с 1891 по 1916 железнодорожной Транссибирской магистрали, стоимость которой достигала полутора миллиардов рублей, из казны было потрачено всего 300 тысяч рублей, а остальные средства поступили, в основном, из-за границы. Это не значит, что у России не было своих денег на подобные проекты. Так в 1913 году государственный доход составил почти 3,5 миллиарда рублей, а стоимость золотого запаса более 1,6 миллиарда рублей. Просто считалось, что деньги надо использовать для развития, а золото для накопления."
Там же я рассказываю, сколько тонн золота из доставшегося им золотого запаса Российской Империи большевики выплатили в качестве контрибуций за проигранные ими войны Германии, Польше, всем трем прибалтийским странам. Сколько отправили в качестве безвозмездной помощи "братской Турции" и т.д.
То есть средства на то, чтобы в любой момент погасить внешний долг, у Российской Империи были. И это кардинально меняет политические расклады. Потому что уже не царская Россия зависела от кредиторов, а кредиторы от нее.
В заметке "Кто начал Первую мировую" я в хронологическом порядке даю расклады кто и когда начал и вступил в эту войну. По ним видно, что это не Россия вступила в войну из-за Франции, а Франция из-за России, когда на Россию напала Германия. Не удивительно — французам надо было спасать свои вложения в Россию. (Хотя это не помогло, и в итоге их все равно кинули, но уже большевики). Зато вложения в российскую экономику германско, австрийско и турецкоподданных из-за нападения их стран на Россию, были у них отобраны. Более того, на такие предприятия как "Нобель", "Сименс и Гальске", "Адлер" и т.д., принадлежавшие этническим немцам, являвшимся российскими подданными, были назначены государственные инспекторы, полностью контролировавшие их деятельность.
Созданные при царях паровозы серии "О" ("Основной") в различных модификациях проработали на российских и советских железных дорогах с 1893 по 1964 год. В Первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную использовались в составе бронепоездов.
3 минуты
22 апреля 2023
110 читали