61 тыс подписчиков
Фэй Даноуэй: «возможно, одна из самых выдающихся актрис за всю историю американского кино».
«Во второй половине 60-х годов в Голливуде заговорили о конце «системы кинозвезд», издавна процветавшей в американском кино. Критики писали, что «зритель стал увлекаться не звездами, а киноискусством. Фактически режиссер, а не звезда стоит сегодня в центре кинобизнеса». Действительно, пришедшие в те годы молодые режиссеры привели на съемочные площадки актеров, чья заурядная внешность могла дать им в прошлом место разве что в массовках. Посмотрев на лысоватого Николсона и неуклюжего Хоффмана, Ричард Занук, сын и наследник по кинобизнесу знаменитого Дэррила Занука, в отчаянии воскликнул: «Мы нанимаем нынче уро**в!»
Но... тот же Дастин Хоффман стал буквально с первой же роли едва ли не самым популярным, а значит, и самым «доходным» актером современного Голливуда. Он стал «актером-звездой» первой величины. Поэтому опасения, что «система звезд» умирает, не оправдались.
Это тем более стало ясно, когда взошла «звезда» Фэй Даноуэй — талантливейшей актрисы, способной к поразительным перевоплощениям, умеющей создавать глубокие, психологически сложные образы.
Голливудский фольклор полон рассказов о девушках, встреченных продюсерами у студийных ворот и мгновенно вознесенных в сонм богинь, купающихся в славе и золоте. И сегодня такие сказки рассказываются, хотя уже само собой подразумевается, что у таких девушек есть способности и хоть какая-нибудь подготовка. К Фэй Даноуэй такие сказки никакого отношения не имеют. Случайностей на ее пути не было.
Фэй — истинная американка, родившаяся на Юге, «вскормленная яблочными пирогами», как там говорят о благополучных провинциальных барышнях. Фэй рано понимает, что приятная внешность— еще не все и что путь к славе в кино не прост. Проучившись год во Флоридском университете и почувствовав, как ее затягивает обывательская среда, Фэй решительно рвет со всем и уезжает в Бостон, в высшую школу изящных и прикладных искусств.
Отличившись на последнем курсе в одной из студенческих пьес, Фэй получает путевку в театр Линкольновского центра, которым тогда руководил известный режиссер Элиа Казан. И снова учится — теперь в Академии драматических искусств. В бытность Казана руководителем Линкольновского центра Фэй сыграет лишь маленькую, прошедшую мимо внимания критиков роль в «Человеке на все времена». Но Казан заметит ее, сравнит с Жанной Моро, а чуть позже, уйдя на Бродвей, пригласит ее к себе.
Театральный успех придет к Фэй в пьесе Уильяма Альфреда «Пальто Хогана». Однако Голливуд уже приметил ее. Продюсер Селзник в 1967 году приглашает ее сниматься в фильме «Хэппенинг» режиссера Эллиота Сильверстейна. Затем она снимается у Отто Преминджера в «Торопливом заходе солнца» (1967).
Фэй не любит вспоминать эти картины, а о Преминджере она говорит неизменно с антипатией. Сделавший все, чтобы отравить Фэй приход в кино, Преминджер, однако, понял ее возможности и связал кабальным договором на участие в шести своих фильмах. Но он недооценил ее характера: Фэй порвала мошеннический контракт, презрев все его угрозы и выиграв судебный процесс.
Выступление в роли фермерши в «Торопливом заходе солнца» было столь неудачным, что Фэй испугалась и начала было думать об уходе из кино.
Но здесь появился Артур Пенн с ролью Бонни. Уоррен Битти, финансирующий фильм, колеблется: Фэй кажется ему слишком полной для Бонни — Фэй в неделю теряет 30 фунтов веса; слишком благополучной — Фэй начинает носить на запястьях и на лодыжках тяжести, чтобы стать худой и возбужденной, как Бонни; она встает в 4.30 утра и ложится в 8 вечера, проводя день в непрерывном тренинге. И Битти сдается. Выход фильма «Бонни и Клайд» означал, помимо прочего, рождение одной из самых ярких «звезд» современного американского кино. (...)".
(Соболев Р. Путь без случайностей // Советский экран. 1974. 6: 16-17). Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...fec
3 минуты
29 марта 2023