Найти тему

Про инициативное поведение.


Во взрослом возрасте инициатива проявляется как намерение подействовать там, где внешняя ситуация этого не требовала. Это такое «Я давайте…», «А почему бы не…», «А я вот попробую…», которое рождается изнутри, без внешнего побуждения и требований со стороны, и даже вопреки естественной инерции. Там, где другие пройдут мимо, инициативный человек увидит интересную задачу и возможность приложения своей энергии.
 
А что же в детстве?

Может показаться, что в дошкольном возрасте ребенок – это сплошная инициатива. Он постоянно что-то делает, куда-то хочет, что-то задумывает и предлагает. Но это только на первый взгляд. Не стоит путать капризы («Я буду так делать, потому что хочу!») , импульсивность («Мам, срочно купи мне набор для блинов, я буду печь!»), сопротивление и борьбу с вами («Ты мне не указ, все равно буду делать как решил!») и др. признаки незрелой личности с инициативой.

Инициатива - это когда человек может «подружить» свое намерение (задумку) с окружающими обстоятельствами (с ситуацией).
И этот момент «встречи» обычно меняет ситуацию. Например, ребенок предлагает другим игру (вводит правила) или берет книжку и идет в тихое место, чтобы ее прочитать.

Инициативный ребенок – это ребенок, который регулярно чувствует порыв что-то сделать и готов прилагать усилия к тому, чтобы реализовать свое намерение в реальности, даже если ситуация сопротивляется.
Например, ребенок хочет поиграть, и готов приложить усилия, чтобы договориться с другими и собрать команду.

Так что инициатива это не просто желание что-то сделать, это еще и способность учитывать обстоятельства, знать возможные способы действий (например, умение договариваться, понимать позицию других), способность прогнозировать и регулировать свое поведение.

Что для этого нужно?

Инициативное действие реализуется в полной мере, когда опирается на общие способности:
➡️ познавательные (культурное восприятие, логическое мышление, воображение, владение выразительными средствами и пр.),
➡️ коммуникативные (умение сотрудничать и возражать, быть частью детско-взрослого сообщества, выражать свои идеи и пр.,
➡️ регуляторные (умение управлять своим поведением, осваивать сложные правила, быть самостоятельным, ценить себя и адекватно воспринимать других, совершать выбор и пр.).
 
Так что инициатива – это довольно сложная форма поведения, когда ребенок может соотносить свои идеи и желания с культурные способы действия (освоенными ранее в совместной со взрослым деятельности) и реализовывать эти идеи в новых обстоятельствах. Т.е. действовать не по шаблону, а по своему замыслу. 

Как понять, что ситуации с развитием инициативного поведения складывается благоприятно:
-       у ребенка много идей
-       он находит приемлемые способы их воплотить (или обращается за помощью ко взрослому и сверстникам)
-       ребенок обычно занят, ему не скучно
-       предпочитает сложные и разнообразные игры
-       умеет сосредотачиваться
-       обычно получает удовольствие от заданий требующих времени и усилий (конструирование, творчество и пр.)
-       любознательность, стремление узнавать новое
-       неконфликтный, коммуникабельный

❓Давайте в комментариях поделимся как у вас обстоят дела с поддержкой инициативного поведения дома? Какие дефициты?

🧚‍♂️А еще напишите, пожалуйста, полезен ли пост? Или слишком длинно/сложно/непрактично?

📚Нужны ли ссылки на литературу?
2 минуты