250 подписчиков
Мохамед Мбугар Сарр
В тайниках памяти
Этот роман попал сразу в несколько чувствительных точек. Это и тема отца (преследующая меня в последних прочитанных книгах), и тема принятия и адаптации в новой среде, и тема творчества в целом и писательства в частности. Да, мой отец не оставлял семью на попечение своему брату. Да, я не африканский писатель, пытающийся продемонстрировать западному миру силу собственного литературного таланта. Да и не писатель я, хотя желание это проходит красной линией с самого детства.
Но тем не менее.
В “В тайниках памяти” (я упорно называю роман “В закутках памяти” - почему, не знаю; искренне не нравится перевод названия, теряющий акцент на сокровенность, личную значимость) собралось всё, что я люблю. Глубокая рефлексия, боль утрат и поиск идентичности, противоречие между традицией и современностью, столкновение внутреннего мира с внешними обстоятельствами. Мне было немного больно, но очень хорошо в процессе.
Её автор, Мохамед Мбугар Сарр, - французский писатель сенегальского происхождения, чья биография сама по себе напоминает движение между мирами. Родившийся в Дакаре, он получил образование во Франции, а затем вошёл в большую литературу как один из самых самобытных африканских голосов современности. Его книги касаются сложных тем - джихадизм, жизни мигрантов, колониальное наследие - но при этом никогда не превращаются в сухие социальные манифесты. В 2021 году Сарр стал первым писателем из Африки к югу от Сахары, получившим Гонкуровскую премию, и этим романом закрепил своё место в истории.
Повезло, что встреча с книгой произошла случайно (это один из новогодних подарков), иначе я мог бы обмануться ожиданиями из-за описания. Можно было вообразить нечто вроде приключенческого романа с обилием путешествий — когда герой бросает вызов судьбе и отправляется в странствия. Хотя по факту перед нами ментальное странствие, приправленное африканской живостью образов и западной философичностью. И полученное блюдо не вписывается в полной мере ни в одну из парадигм.
Сюжет строится вокруг молодого сенегальского писателя Диегана Латира Файе, который находит книгу «Лабиринт бесчеловечности» - роман, опубликованный в Париже в 1938 году, вызвавший бурю эмоций и вскоре исчезнувший из литературного пространства. Его автор, Т. Ш. Элиман, пропал после обвинений в плагиате. Файе пытается раскрыть эту загадку и в процессе погружается в драматические события прошлого.
Что особенно интересно, этот сюжет вдохновлён реальной историей романа «Le Devoir de violence» («Обязанность насилия») малийского писателя Ямбо Уологема. Книга, получившая премию Ренодо в 1968 году, подверглась жестокой критике, а самого автора обвинили в заимствованиях из европейской литературы. Этот скандал поставил под вопрос признание африканских писателей на Западе и в итоге привёл к тому, что Уологем практически исчез из публичного пространства. Сарр словно заново проживает эту историю, задавая вопросы о границах оригинальности, культурном наследии и несправедливости литературного мира.
Этот роман одновременно личный и универсальный. Здесь и боль изгнания - добровольного или вынужденного, и поиск собственного голоса среди множества традиций, и неразрешимый конфликт между тем, кем тебя видят другие, и тем, кем ты ощущаешь себя внутри. Возможно, это особенно близко самому автору: его биография — история культурного пограничья, необходимости заново выстраивать связь с миром, которая никогда не бывает простой.
Я читал медленно, смакуя ритм текста, впитывая чужую память, в которой каким-то образом отражались и мои мысли, страхи, сомнения. Это редкое ощущение сопричастности, когда книга говорит с тобой на языке, который ты не учил, но всегда знал. И, наверное, именно поэтому она так попала в сердце.
3 минуты
11 февраля