568 подписчиков
БЕЖЕЦКАЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ АНОМАЛИЯ
Интересная заметка об удивительном природном явлении, наблюдавшемся в городе Бежецке, была напечатана 16 января 1843 года в «Русском инвалиде» – главной военной газете Российской империи. Заметка была размещена в разделе «СМЕСЬ» и называлась «Любопытныя метеорологическия явления в губерниях Тверской, Костромской, Вологодской и Оренбургской». Приведу здесь текст первой части заметки, касающийся непосредственно Бежецка.
«В Бежецке, уездном городе Тверской губернии, в прошлом 1842 году, 20 мая, в пять часов по полудни, во время небольшаго дождя, пала на землю необыкновенная жидкость желтаго цвета, которая на протекающей под городом реке Мологе долго оставалась сверх воды, и потому была собрана в значительном количестве. Когда собранная материя просохла, из ней образовалась ноздреватые куски в роде светлой вохры. По распоряжению местнаго губернскаго начальства, куски эти были подвергнуты химическому разложению, в следствие котораго вещество их было признано цветочною пылью растений, вероятно поднятою на воздух круговоротом вихря и потом увлеченную обратно на землю дождевым падением. Г. Министр Внутренних Дел, получив о том сведение, немедленно истребовал образчики собранной материи, которые и препроводил в Императорскую Академию Наук, для точнейшаго исследования и определения. По испытанию, произведенному г. Адъюнктом Физико Математического Отделения Академии Мейером, сказалось, что это действительно не что иное, как "плодотворная пыль цвета обыкновенной ели" (pollen du pin ordinaire Pinus abies). После того, и происхождение ея необыкновеннаго явления конечно должно приписать увлечению вихря, предшествовавшаго или сопутствовавшаго дождю, при котором она пала в Бежецке, окруженном со всех сторон дремучими сосновыми и еловыми лесами».
После прочтения этой заметки сразу приходит на ум «Хронологион» Петра Воинова, автор которого – чиновник бежецкой воеводской канцелярии времен императрицы Елизаветы Петровны – тоже обращал внимание на любопытные природные явления. Правда, Воинов лишь фиксировал свои наблюдения в дневнике, никак не отчитываясь об этом вышестоящему начальству. В середине же XIX века в Бежецке, очевидно, уже проживали достаточно образованные и сведущие лица, которые посчитали нужным сообщить об удивительном природном явлении местным властям и даже потрудились собрать «ноздреватые», то есть пористые куски, – образцы для дальнейшего исследования. Затем образцы были переправлены в Петербург, в главный научный центр – Императорскую академию наук.
Упомянутый в заметке «господин адъюнкт Физико-математического Отделения Академии Мейер», исследовавший бежецкие материалы, – это Карл Андреевич Мейер (1795-1855). Как раз за три года до упоминаемых в заметке событий, в 1839 году, Мейер стал адъюнктом (то есть помощником академика) по ботанике. К.А. Мейер вошел в историю как крупный ученый, путешественник, академик Петербургской академии наук (1845). В экспедициях он впервые описал около 2 тыс. видов растений, в т. ч. около 100 новых видов и 9 родов растений Центрального Кавказа, Армении, Азербайджана, Туркестана. Именно К.А. Мейер впервые систематически описал знаменитый «корень жизни» – женьшень. С 1851 года и до смерти Мейер являлся директором Петербургского ботанического сада.
Иллюстрации:
1. Академик Карл Андреевич Мейер. Из открытых источников.
2. Заметка о любопытном метеорологическом явлении в Бежецке. Русский инвалид. 1843. № 11. С. 41.
3. Бежецк, река Молога. Фотооткрытка издания П.М. Дружинина. 1912–1914 гг. Из открытых источников.
2 минуты
6 декабря 2024