Город Бежецк имеет не только богатейшую историю, но и глубокую традицию изучения этой истории, причем изучения не отстраненными исследователями, а коренными жителями. В наши дни такого рода исторические исследования родного края принято называть краеведческими. Первым бежецким краеведом по праву может быть назван Петр Кузьмич Воинов (1728–1789), оставивший потомкам свой «Хронологион» – историческую летопись Бежецка, дневник, сборник «вещей достопамятных». Кем же был этот человек и что побудило его к созданию этого труда? Что за «смерть» разгуливала по улицам Бежецка на Святках 1749 года и как муравьи могут помочь выбрать место для постройки дома? Обо всем этом читайте в нашем новом материале.
Если ограничиться только формальными сведениями, то жизнь Петра Кузьмича Воинова представляется ничем не примечательной для провинциального чиновника XVIII века. Он родился в Бежецке 10 января 1728 года в семье подканцеляриста воеводской канцелярии Кузьмы Степановича Воинова и его жены Наталья Тимофеевны, происходившей из купеческой семьи Лодыгиных. Получив домашнее образование, пошел по стопам своего отца и старших братьев – стал чиновником Бежецкой воеводской канцелярии. Начал службу копиистом в 1745 году, а окончил ее канцеляристом 1783 году, прослужив без малого 40 лет. Никогда не был женат и не имел детей. Всю жизнь прожил в Бежецке и скончался 22 июля 1789 года.
Но параллельно с государственной службой, еще будучи совсем молодым двадцатилетним юношей, Петр Воинов начал вести домашнюю книгу, дневник, озаглавленную как «Хронологион вещей достопамятных», которая прославила его в веках. В предисловии к своей книге Воинов вполне ясно объяснял причины побудившие его к составлению этой рукописи:
Виною того быть ... ревность и любление отечества моего, и к тому необретение во особенности о граде сем с пределы исторических повествований. Но того ради потщася, да пане от наших веков, хотя кратко о том будут историографованна.
По мере сил и здоровья он начал собирать в «сию книжицу» древние и современные ему сведения, которые видел сам или слышал о них достоверные известия. Как чиновнику воеводской канцелярии Воинову были доступны официальные грамоты, писцовые, дозорные, сотные книги; рукописи частных лиц; экономические книги и истории разных пустынь и монастырей Бежецка и Бежецкого уезда. Помимо исследования рукописей, он знакомился с вещественными памятниками Бежецка – крестами, колоколами, киотами, а также надписями, сохранившимися на них. Большинство этих письменных источников и памятников не дошли до нас, что придает «Хронологиону» значение исключительно важного источника для истории города Бежецка и всего региона, известного под именем Бежецкого Верха.
К сожалению, скорее всего не сохранилась до наших дней и сама рукопись Петра Воинова. До революции она хранилась в Тверском музее, а дальнейшая ее судьба точно не известна. Бежецкий краевед, священник Иоанн Постников в 1917 году писал, что рукопись была утрачена. Однако позднее, в 1926 году, председатель Бежецкого научного общества по изучению местного края А.И. Михайлов сообщал, что рукопись по прежнему хранится в Тверском музее.
Этот бесценный исторический памятник стал известен благодаря крупному ученому-историку, ученику С.М. Соловьева, коренному бежечанину, профессору Московского университета Нилу Александровичу Попову (1833–1891). В 1882 году он издал труд «Исторические заметки о бежецком верхе в XVII– XVIII веков», в котором подробно описал рукопись П.К. Воинова и привел многочисленные и пространные цитаты из нее. В предисловии этой книги Н.А. Попов писал:
Будучи уроженцем города Бежецка, я в прежние годы имел случай собрать несколько памятников для истории Бежецкого края в XVII и XVIII столетиях, которые сообщаются здесь. Первое место между ними дается рукописи, носящей заглавие «Хронологион Петра Воинова», которую мне сообщил для просмотра в пятидесятых годах священник Введенской в Бежецке церкви Тимофей Филиппович Мохнецкий.
Всякий кого интересует история Бежецка должен ознакомиться с этой книгой. Здесь же я хочу остановиться на тех страницах «Хронологиона», которые характеризуют личность самого Петра Воинова, дают представление о взгляде на мир русского человека XVIII века.
Как и многих людей того времени, Петра Воинова поражали необычные явления природы, которые было трудно объяснить в отсутствии соответствующих научных знаний. Здесь он наследует еще средневековые традиции. В средневековой Европе даже издавались книги таких диковинок, где изображались атмосферные явления, необычные животные, различные монстры. Петр Войнов в своем «Хронологионе» записал целый ряд таких явлений. Вот так он описывает сильную грозу, поразившую жителей Бежецка в ночь с 3 на 4 июля 1752 году:
Была гроза великая, во первых молния страшна и непрестанно светильна так что город весь казалось в огне стоял, также и по сторонам было видели, и туча нашла с великим шумом от запада страшно, яко во скончание мира, отчего весь народ устрашился и молились по домам.
В том же июле 1752 года Воинов записал другое загадочное небесное явление:
Того же месяца и лета с 20 на 21 число июля часу в третьем ночи на воздусе спустилось нечто акибы звезда сверху с хвостом тако сперва видно было из города кому стало в примету и летело по воздуху через улицы от Остречинскойстороны мимо Воздвиженского монастыря ко Спасу, с шумом не высоко, тогда хвост свивался кольцом и казалось якобы отрывалось прочь, и так стало не видно. По сем же через некоторое время малое таеже ночи таковым же образом летело от Остречины вдоль над рекой Мологой и через мост с шумом же, и якобы перерывалось и умалялось и паки прибывало, и якобы снова прерывалось, паки пропало все аки бы рассыпалось в искры. Что многими людьми видимо было со удивлением.
Комментируя это свидетельство Воинова, бежецкий краевед уже XX века – Антонин Герасимович Кирсанов отмечает, что «очевидно, это поразившее явление было падение кратного метеорита». Осенью того же 1752 года горожане стали свидетелями еще одного удивительного явления:
Того же года октября 27 дня перед вечерней прилетевшие две птицы собою не малы, а шеи долгие имущи (а какие имянно не призното) полетав над тюрьмою, и около соборные церкви сели на соборные церкви на кресте, на главе угольней западной что на левой стороне, и ночевав по утру полетели прочь.
Вероятно, то были какие-то сильно запоздалые перелетные птицы, сделавшие остановку в Бежецке 8 ноября по новому стилю.
Выписывал Воинов и народные приметы, характерные для старинных лечебников и травников. Многие из них сейчас кажутся весьма забавными. Так, например, им был выписан такой оригинальный способ выбора места для постройки дома:
Ежели избу на достойное место перенести хочешь, где бы было тепло, то возьми из обеих мест земли в разные сосуды и положи оба на муравейник приметя, к которому несут муравьи сучки, то место тепло будет, а буде оба, то оба места добры будут и теплы хоромы будут.
Интересовался Воинов и современными ему политическими и общественными событиями, пользуясь рассказами очевидцев и печатными изданиями. Они касались не только русской, но и общемировой истории. Вот некоторые выписанные им известия:
О явлении небесном в городе Картагене 743 году Декабря 28 дня; огнь на подобие реки в немалой широте разливающейся. Сие с напечатанного листа, на котором изображено тиснением в лицах то явление, в Москве 1744 году.
О великом трясении земли, бывшем в городе Лиме, столице Перуанского королевства в Индии, 1746 году Октября 28 дня;
Из Петербурга о профессоре тамошней дисианс академии Рихмане, хотящем разводити громи; како смертию наказан страшно;
О рождении В. Кн. Павла Петровича;
Среди этих выписок обращает на себя внимание свидетельство о смерти академика Георга Вильгельма Рихмана и оценка этого события в общественном сознании того времени.
Известно, что трагическая гибель Рихмана произошла 6 августа 1753 года от шаровой молнии при исследовании атмосферного электричества во время грозы. Она имела большой резонанс во всем мире, а в России даже временно запретили исследования электричества. В записях Воинова смерть Рихмана воспринимается как наказание за попытку вторжения в области подвластные только Богу. Однако ученые того времени давали этой трагедии совсем другую оценку. Например, М.В. Ломоносов писал: «Рихман умер прекрасной смертью, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет».
В завершении мне хотелось бы привести очень интересное известие, характеризующее нравы Бежецка XVIII столетия. Воинов сообщает, что в 1749 году на Святках явилась в Бежецке «смерть», била по ночам людей и грабила неосторожных. Вот как он описывает этот анекдот из провинциальной жизни, явно не без иронии:
1749 году о святках у нас в Бежецку появилась неразумными и простец смерть завома, ходящая ночью в белой одежде и устрашая весьма встречающихся с нею человеков, не многих, а паче единого пужая, от чего разглашашеся паче от видевших ее, и испугавшихся, якобы вправду некакое страшилище имеет быти; а когда стали со опасением ходити не без некоего оружия от граждан неции, тогда (смеховне сказать) смерть смерти убояся и струси и ктому уже не являшеся.
Думаю, что приведенные свидетельства позволяют составить определенное впечатления о личности первого бежецкого краеведа. Петр Воинов был человеком очень начитанным, любознательным и достаточно образованным для своей эпохи. В его мировоззрении соединялись представления еще средневекового времени и совершенно новые веяния XVIII века. Нам повезло, что через сто лет его дневник, хранившийся в Бежецке у разных лиц, наконец попал в руки исследователя, который смог его по достоинству оценить и сохранить для истории.
При написании материала использованы источники:
1. "Исторические заметки о Бежецком Верхе XVII и XVIII веков". Н.А. Попов. Общество истории и древностей российских при Московском университете. Москва. 1882.
2. «Пётр Воинов и его время». В.Н. Сорокин. Бежецк, 2019.
#Бежецк #бежецкая_старина #Воинов #тверскаяобласть #история #краеведние