Найти тему

Хаос у Овидия

Второе значение, которое можно угадать уже у греков, но которое у них не слишком строго описано, встречаем у Овидия. В «Метафморфозах» он определяет хаос через следующие термины – грубая и неразделенная масса (rudis indigestaque moles), состоящая из плохо сочетающихся, враждующих друг с другом семенами вещей (non bene iunctarum discordia semina rerum), не обладающая никаким иным свойством, кроме инертной тяжести (nec quicquam nisi pondus iners). Такое определение намного ближе к χόρα Платона, «вместилищу становящегося», чем к изначальному хаосу, и резонирует с представлением о материи. В такой хаотической материи подчеркивается именно смешение стихий. Это тоже -- антитеза порядка и гармонии, отсюда discordia – вражда Овидия, что отсылает к Эмпедоклу и его циклам любви (φιλότης) /войны, вражды (νεῖκος). Хаос как вражда снова противостоит любви, φιλία. Но тут акцент ставится не на пустоту, а напротив, на предельную, но бессмысленную, неорганизованную заполненность -- отсюда «инертная тяжесть» у Овидия.
Греческий и греко-римский смыслы в равной мере противопоставляют хаос порядку, но делают это различно. Изначально (у ранних греков) это скорее легкая как воздух пустота, зловещий характер которой обнаруживается в зияющей пасти нападающего льва или в созерцании бездонной пропасти. В римском эллинизме на первый план выход свойство тяжести и смешения. Это, скорее, не воздух, а вода, или даже черно-красная кипящая вулканическая лава.
1 минута
4610 читали