22 тыс подписчиков
На каких фундаментах стоят заводы КАМАЗа?
КАМАЗ был испытательным полигоном новейших инженерных решений и методов строительства. Строительную площадку КАМАЗа называли тогда «лабораторией современных методов капитального строительства».
Почему? Об этом и пойдёт речь дальше.
При строительстве ВАЗа одним из самых мучительных и затратных процессов было рытьё огромных котлованов. И на КАМАЗе сначала думали, что колонны всех зданий встанут на железобетонные монолиты. Чтобы установить эти титанические опоры, нужно было вынуть из котлованов 10 000 000 кубометров грунта на глубину 9 метров и примерно столько же обратных засыпок! Это же чёрт знает, какое количество земли надо было перелопатить!
Эта работа потребовала бы не только больших денег, но и заняла бы много времени. А время, как известно, не ждёт…
На КАМАЗе были применены буронабивные сваи вместо обычных столбчатых. В качестве примера был взят опыт украинских строителей. Как известно, впервые буронабивные сваи были предложены киевским горным инженером А.Э. Страусом в 1899 году. Первоначально они применялись при ремонтных работах для усиления деформированных фундаментов зданий. Позднее буронабивные сваи редко, но применяли в промышленном и гражданском строительстве. Хорошо был известен опыт Горьковских строителей в то время. Правда, все сданные объекты были не ровня корпусам КАМАЗа. Было не ясно, как сваи себя поведут на челнинской земле.
В ночь с 14 на 15 апреля 1971 года на опытной площадке недалеко от прессово-рамного завода были пробурены первые 2 скважины. В них опустили стальную арматуру, а затем залили бетоном. Эксперименты проводили бригадир бурильщиков Л.М. Попов, крановщики Н.А. Терешков, И.И. Зонин и П.И. Головко. Руководили работами инженеры Г.Т. Пестов, Р.Р. Нугуманов, В.К., Водопьян. Всего в последующие дни было сделано и испытано более 100 свай. Они подвергались всесторонней нагрузке. Испытания прошли успешно.
В июле 1971 года бригада Леонида Попова из 4 участка «Гидроспецстроя» сделала первую буронабивную сваю на строительстве главного корпуса автомобильного завода.
Как это было на практике?
Бурили скважину, диаметром от 60 см до 1,2 метров, глубиной до 18 метров (фото 1). В этой работе хорошо себя зарекомендовали бурильные установки СО-2 и СО-1200 разработанные киевлянами и изготовленные Днепровским механическим заводом (г. Запорожье). Также применялась на этих работах самоходная гусеничная машина СП-45.
Затем вставляли в скважину круглый металлический каркас (фото 2). Затем заливали бетоном и формировали оголовок (фото 3). Между прочим, процесс заливки должен быть непрерывным, иначе появлялись швы и трещины. А чтобы края скважин не обрушивались в них заливали воду. После этого на верхних торцах свай, расположенных гнездом по 2, 4, 6 штук делали ростверк - бетонное основание для установки колонн каркаса (фото 4, 5).
Потом наступал момент крепления колонны к бетонному основанию.
На фото 6 - работают «болтовщики». Их ещё называли «болтунами» в то время. Это были рабочие, которые монтировали на арматурном каркасе фундаментов специальные анкерные болты весом от 40 до 180 кг, диаметр - 90 мм, длина - до 4 метров.
На фото 7-9 - забетонированные сваи в тот момент, когда шла работа по строительству тоннелей.
Не сразу был набран нужный темп на камазовской стройке по установке буро-набивных свай. Лучшая бригада Виктора Кузьмина в первые дни ставила не более 3 свай в день. Но потом дело пошло на поток (одни рабочие делали сваи, другие изготавливали ростверки) и стали в день ставить 6 свай, а затем дошли и до 12! Если в декабре 1971 года было сделано 237 свай, то в марте 1972 года уже - 1553. Пять из шести основных заводов КАМАЗа, расположенных в Набережных Челнах, встали на эти фундаменты, все, кроме ремонтно-инструментального завода.
Какие можно сделать выводы?
Благодаря этому методу:
- страна сберегла миллионы, общий эффект составил 7 000 000 рублей.
- были высвобождены десятки экскаваторов, более 800 самосвалов КрАЗ, 300 бульдозеров.
- устройство фундаментов было ускорено в 3 раза.
Источник: Музей «КАМАЗа»
3 минуты
25 ноября 2022
182 читали