Найти в Дзене
22,5 тыс подписчиков

Знаковый самосвал КАМАЗа


КАМАЗ-5511 – это усовершенствованная модель автомобиля КАМАЗ-5510, в свое время созданного специалистами ЗИЛа, МАЗа и Мытищинского машиностроительного завода, и имевшего грузоподъёмность 7 т.

ЗИЛовское поколение КАМАЗов было предназначено для первой очереди завода: бортовой КАМАЗ-5320, седельный тягач КАМАЗ- 5410 и самосвал КАМАЗ-5510. Исходный проектный параметр этих автомобилей — осевая нагрузка в 6 т. Москвичи заложили прямоугольную «коробушку» с окантовкой и задним бортом, сделанную по подобию самосвала ЗИЛ-ММЗ-555.

Камазовские конструкторы под руководством Баруна Владимира Наумовича предпочли кузов ковшовый, без заднего борта, но с ребрами жесткости. У нового самосвала поменяли его гидравлику: вместо короткого цилиндра большого диаметра, стоявшего под центром кузова, по первоначальному проекту, появился длинный, но тонкий цилиндр, стоящий спереди.

Для фиксации поднятого кузова были предусмотрены стопорные пальцы во втулках кронштейнов. Был предусмотрен также страховочный трос, который предохранял кузов от запрокидывания. Время подъема гружёного кузова и опускания порожнего составляло не более 19 секунд. Стальной сварной кузов ковшового типа мог обогреваться отработанными газами. В системе освещения были применены фары с ассиметричным лучом, они уменьшали возможность ослепления водителей встречных автомобилей в тёмное время суток. В двухместной цельнометаллической кабине было трёхслойное лобовое стекло. Сиденье водителя – отдельное, подрессоренное и с регулировкой в зависимости от веса и роста водителя. Но, пожалуй, главное усовершенствование – это то, что задняя тележка была рассчитана под нагрузку 14 т (вместо базовых 11 т).

Этот самосвал был предназначен для перевозки различных сыпучих строительных и промышленных грузов по дорогам, рассчитанным на осевую нагрузку 8 т и более.

Проведённую конструкторами КАМАЗа модернизацию автомобиля КАМАЗ-5511 одобрил Поляков Виктор Николаевич – министр автомобильной промышленности СССР. Автомобилю КАМАЗ-5511 был дан зелёный свет для серийного выпуска.

19 июля 1976 года выходит приказ генерального директора КАМАЗа «Об изготовлении опытной партии автомобилей повышенной грузоподъемности». Согласно этому приказу к концу 1976 года на автомобильном заводе было изготовлено не 20, но 15 автомобилей КАМАЗ-5511.

Первые автомобили КАМАЗ-5511 собирали в городе Нефтекамске, Башкирской АССР. 15 апреля 1977 года на НЕФАЗе был собран первый самосвал. К 27 апреля была изготовлена первая партия из 10 машин, и они даже приняли участие в первомайских демонстрациях в Уфе и Нефтекамске. Серийный выпуск автомобилей на НЕФАЗе был начат 11 октября 1977 года, когда состоялся пуск главного сборочного конвейера. 17 октября 1977 года уже на главном сборочном конвейере в Набережных Челнах состоялся выпуск автомобиля КАМАЗ-5511. Сотрудничество КАМАЗа с НЕФАЗом было таким: в Набережных Челнах собирали шасси, водители перегоняли их в Нефтекамск, где на шасси устанавливались кузов и опрокидывающий механизм.

В начале 1980-х самосвалы КАМАЗ-5511 пошли на экспорт, не только в страны СЭВ, но и в Латинскую Америку.

Считается, что только бортовые автомобили КАМАЗ курсировали с прицепами. Но и самосвалы КАМАЗ-5511 в 1980-х годах на дорогах СССР можно было видеть в составе автопоездов. К камазовскому грузовику крепился одноосный прицеп, грузоподъёмностью 7 т, и КАМАЗ-5511 вёз по дороге почти вдвое больше груза.

Летом 1981 года началась подготовка к государственной аттестации КАМАЗ-5511 и его шасси на Знак качества. В феврале 1983 года самосвалу был присвоен Знак качества. Первые самосвалы с почётным пятиугольником пошли в Белоруссию, Молдавию и Латвию.

КАМАЗ-5511 серийно выпускался в период с 1977 по 1991 годы. В 1977 году было выпущено 1 069 самосвалов, в последующие годы рост производства увеличивался. Пик пришёлся на 1986 год — 35 055 самосвалов. Всего было выпущено 343 623 автомобиля (с учётом опытно-промышленной партии 1976 года). Среди всех выпущенных автомобилей КАМАЗ – это 2 результат: КАМАЗ-5511 уступает лидерство только автомобилю КАМАЗ-5320 (393 309 автомобилей).

Источник: Музей КАМАЗа
3 минуты
408 читали