64,7 тыс подписчиков
В этот день 132 года назад (4 ноября 1890 г.) в Лондоне открыли движение по первой в мире подземной железной дороге на электрической тяге.
Идея создания внеуличного городского транспорта у британцев возникла еще в 1830-е. Однако к реализации проекта приступили лишь в феврале 1860-го. Для того, чтобы проложить линию протяженностью 6 км (7 станций) на глубине около 10 м понадобилось почти четыре года. Строительство тоннелей велось траншейным способом, что требовало сноса нескольких зданий. Все это замедляло процесс.
Наконец, в начале января 1863-го между Паддингтоном и Фаррингтон-стрит прошел первый поезд, состоящий из четырех вагонов. Несмотря на ряд недостатков, включая паровозный дым, который буквально заполнял стации, новый вид транспорта быстро завоевал популярность у горожан.
В следующие годы метрополитен расширялся, появлялись новые направления... А в 1890-м была запущена первая электрифицированная ветка между станциями глубокого заложения — Stockwell и King William Street. Сегодня Лондонский метрополитен — это 12 линий общей протяженностью чуть больше 400 км.
Россия долго наблюдала за развитием подземного железнодорожного транспорта на Западе. Уже в XIX в. появилось несколько инициатив по созданию аналогичных линий в Петербурге и Москве, но все они так и остались нереализованными.
Из журнала «Железнодорожное дело». — СПб., 1901. — №15-16. — С. 2:
«Нужно ли провести подземную железную дорогу? Многие здравомыслящие люди возбудили вопрос — могло ли у нас быть разумно и необходимо применение проектов лондонских подземных железных дорог, исследованных и принятых нашими предшественниками в 1872 году. Однако, осуществление этих проектов, утвержденное в принципе, было замедлено и отложено в 1873 году вследствие политических событий».
Московский метрополитен начал свою работу только 15 мая 1935 г. А сегодня столичная подземка является №1 в Европе по протяженности эксплуатируемых линий — 438,6 км.
© Изображения №1-7 – public domain: №1-2 – Строительство линии в 1861 г. (фотография и иллюстрация соответственно); №3 – Внутри одного из первых вагонов; №4 – Первый поезд на электротяге, 1890 г.; №5 – Одна из станций в 1900 г.; №6 – Схема метро в 1908 г.; №7 – Карта лондонского метрополитена, 2021 г. №8 – Loz Pycock / CC BY-SA 2.0 (Единственный сохранившийся паровоз первой подземной железной дороги Лондона)
1 минута
4 ноября 2022
1127 читали