Найти в Дзене
Ну ладно, уговорили… Мне после предыдущего сообщения пришло много однотипных вопросов: а как же первый том сборника «Расшифровывая искусство»? Если я вступлю в Клуб до конца недели, то второй том получу в подарок, это понятно; а с первым как быть? Он вышел в прошлом году; а меня, может, в это время в вашей рассылке и не было… Нечестно как-то получается… Согласен, неловко как-то получается. Хорошо, иду у вас на поводу – и делаю подарок двойным: все, вступившие в Клуб до конца недели, получат в подарок обе книги. Почитать подробные описания книг можно по ссылке (и в Клуб вступить можно там же): art-lecture-club.ru/...oct
2 дня назад
Вот полный список, как обещал. А что обещал, помните? Правильно: выпустить вам в подарок новую электронную книгу. И выпустил. Называется книжка «Расшифровывая искусство, часть вторая» (первая уже выходила в прошлом году). Это – сборник лучших статей, написанных для Клуба ценителей искусства за последний год. Что в ней хорошо: ее вы можете скачать – и иметь всегда при себе. Отключили интернет? Решили уйти из Клуба и утратили доступ к материалам? Уехали на дачу, где нет связи? Не беда: книга все равно останется с вами. Читайте, перечитывайте – и постигайте тайный язык искусства глубже и глубже. Ведь главная цель всех статей именно в этом: вскрыть подноготную великих шедевров; помочь вам увидеть в картинах сокровенную мысль художника, для большинства современных зрителей недоступную. Я не жадный, и книгу вам подарю безвозмездно, то есть даром. Единственное условие – вступить в Клуб ценителей искусства до конца недели. Сделать это можно здесь: art-lecture-club.ru/...oct А чтобы вам было проще принять решение, вот оглавление книги: ► Три голландские картины о семейной гармонии ► Уродливая герцогиня: не та, кем кажется ► Уродливая, но не одинокая герцогиня ► Семирадский как фальсификатор истории ► Обманчивая беременность мадам Арнольфини ► «Угомоните своего петушка»: непристойные намеки в голландских картинах ► Загадка последней картины Тициана ► Алхимическое завещание Тициана ► Несчастный художник-материалист: Пьеро ди Козимо ► Нидерландские картины и русские иконы: неожиданное сходство 
4 дня назад
Вообразите: приходит вам от меня сообщение с таким заголовком: АЛХИМИЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ТИЦИАНА Вы, ясное дело, тут же его открываете: заголовок-то с интригой! И продолжение не разочаровывает: Тициан, похоже, был посвящен в тайны Великого делания. Доказательства – на виду: нужно лишь присмотреться к его предсмертной картине. Это мы и делаем в Клубе ценителей искусства: там как раз вышла статья про алхимический след в творчестве Тициана. Читайте здесь: art-lecture-club.ru/...7622 Вы переходите по ссылке… и тут что-то идет не так. Не открывается статья! Потому что интернет в последнее время ненадежный какой-то стал: то работает, то не работает… То ли дело – электронная книга: ее можно скачать, и всегда она будет у вас под рукой, никуда не денется! Что ж, хорошие новости: я как раз заканчиваю собирать лучшие статьи, написанные за последний год для Клуба ценителей искусства, в электронную книгу. Выйдет на следующей неделе; называться будет «Расшифровывая искусство, часть вторая» (первая вышла в прошлом году). Всем, кто в Клуб вступит, книгу подарю, ясное дело. И про алхимию в картинах Тициана там тоже будет. А пока, если интересно, можете попробовать здесь алхимические символы найти самостоятельно))
1 неделю назад
Пугает вас этот график? Лично мне он, как минимум, не прибавляет оптимизма; думаю, вам тоже. Показано соотношение написанных человеком и ИИ-сгенерированных текстов в сети за последние три года. Как видите, пишут люди все меньше, а нейротекстов читают все больше... Развернуть этот тренд я не могу; но стараюсь вносить свой маленький вклад в сохранение человеческого языка. Например, в Клуб ценителей искусства я каждый месяц пишу по две статьи. Сам пишу, руками; ни единой сгенерированной буквы в них нет. Клуб делается людьми и для людей. А еще я из этих статей периодически отбираю лучшие – и выпускаю в виде электронных  книг. Один такой сборник, под названием «Расшифровывая искусство», уже вышел в прошлом году; все члены Клуба его получили в подарок. И вот сейчас я решил: пора выпускать вторую часть. Собственно, она уже в работе, и на следующей неделе будет готова. Ясное дело, все вступившие в Клуб получат ее в подарок. А пока  – вот вам одна из статей, вошедших в сборник. Просто чтобы понятно было, какого уровня материалы я для членов Клуба готовлю. Речь в статье идет о неожиданном сходстве между нидерландскими картинами и православными иконами. Общего там гораздо больше, чем вы можете себе представить: peterburg-blog.ru/...con
1 неделю назад
Из чувства зависти к Жаринову я записал целую лекцию! По крайней мере, в этом меня наверняка многие обвинят. Дело было так: вышла некоторое время назад у меня на канале лекция про «Ночной дозор» Рембрандта. И ее почти никто не посмотрел. Зато под ней многие признались, что посмотрели лекцию Евгения Жаринова об этой же картине. Ну и я тоже посмотрел... Посмотрел и понял: не могу молчать! Потому что когда солидный вроде бы человек, доктор наук, профессор на весь интернет рассказывает такое, да еще и подкрепляет рассказанное собственным авторитетом… ну не знаю. Это неправильно как-то, на мой взгляд. Поэтому я записал разбор лекции Евгения Жаринова. В целях просвещения. Хотя многие мне не поверят и все равно напишут: мол, хочешь примазаться к чужой славе, от зависти бесишься! Что ж, вы вольны сделать собственные выводы. Лекцию только посмотрите сначала: dzen.ru/...4f8
2 недели назад
Наглый плагиат! Посмотрите внимательно на эти картины: ничего подозрительного не замечаете? Сижу я как-то раз, составляю план для детской лекции про картину Федора Бруни «Медный змий». И памятуя о том, что самый эффективный педагогический прием - это сравнение, я лезу искать другие картины на этот же сюжет. И нахожу полотно Рубенса. И вот тут меня начинают терзать смутные сомнения: уж не уличил ли я Федора Бруни в плагиате? Понятно, что картины на один и тот же сюжет в чем-то всегда будут похожи. Медный змий быть должен, Моисей тоже. Но в картинах Бруни и Рубенса совпадают несколько очень специфических деталей. Посмотрите внимательно: у Рубенса старая женщина склоняется над уже умершим от яда человеком и пальцами приподнимает его голову, пытаясь все равно заставить того на спасительного змея посмотреть, хотя это ему уже не поможет. У Бруни тот же самый мотив: старуха склоняется над молодой женщиной, пытаясь открыть ей глаза. Другой фрагмент: у Рубенса женщина поднимает на руках младенца, пытаясь направить его взгляд в сторону змия (ведь младенцу не объяснишь, куда нужно смотреть). У Бруни – то же самое, причем дважды: к самому столбу, на котором змей установлен, у него прикасается женщина с младенцем на руках: а еще одна, в самом центре картины, приподнимает позеленевшую от яда голову ребенка постарше (это, безусловно, самый жуткий, самый трагический фрагмент картины). Неужели это все совпадение? Не думаю... Мог ли Бруни видеть эту картину в Италии? А вот эта тема для отдельного исследования: сейчас картина находится в Лондоне, но возможно, она там была не всегда. А вы что думаете? Как по-вашему, есть здесь плагиат? Или все это случайность? P.S.: кстати, упомянутая детская лекция про картину Бруни – это часть большого цикла «Русские художники для детей». Посмотреть можно здесь: art-lecture-club.ru/...zen
2 недели назад
Расставьте Гераклов в правильном порядке! У каждой эпохи, у каждого стиля есть свой дух и характер. Кто этот дух прочувствовал – тот и в хронологии не «плавает», и в «измах» не путается, и вообще с искусством на короткой ноге. Вот это-то непростое умение – чувствовать дух эпохи – мы сегодня и потренируем. Ярче всего Zeitgeist (как пишут в очень толстых и очень умных немецких книжках) проявляется в том, как различные эпохи интерпретируют один и тот же сюжет. Ведь одну и ту же историю и рассказать можно по-разному, и мораль разную из нее извлечь! Пример: Геракл и Омфала. По легенде, за случайно совершенно преступление Геракл был продан в рабство на три года. Хозяйка его, царица Омфала, отобрала у героя львиную шкуру и палицу, а вместо них вручила веретено, заставив заниматься женской работой. Это – канва. А теперь посмотрим, как в разное время этот сюжет развивали. Иногда Геракла и Омфалу представляли образцовой семейной парой. О том, кто перед нами, напоминают атрибуты; но палица Геракла – единственное, что здесь осталось от мифа. Перед нами – не подчинение, а нежность и взаимная привязанность. А во времена тесной дружбы между искусством и философией из нашей пары сделали назидательную аллегорию. Здесь Омфала воплощает мудрость, гармонию и умеренность, которые всегда одерживают верх над дикостью и грубой силой (представлять которые «повезло», соответственно, Гераклу). Наконец, было время, когда в неестественных, перевернутых отношениях царицы и героя искали и находили одну пикантность, эротический декаданс в обертке классического мифа. Взгляните на третью картину: надутый Геракл со слащавой физиономией альфонса, и светская львица Омфала, откровенно наслаждающаяся флиртом… во всей сцене есть что-то прямо извращенное! Задание для вас: расставить изображения в хронологическом порядке. Если сможете еще и конкретно указать, в какую эпоху они созданы – еще лучше. P.S.: а второе задание – заглянуть уже наконец в Клуб ценителей искусства! Все уже там, все уже смотрят курс лекций об античных мифах в живописи; только вас все еще ждем по ссылке: art-lecture-club.ru/...zen
3 недели назад
Вот мои условия: Десять вопросов об искусстве в видео-формате. Я спрашиваю; вы отвечаете; я даю правильный ответ с пояснениями. Кто дойдет до конца – получит приз. Да, настоящий, имеющий денежное выражение. Играем: youtu.be/...qzw Если у вас не работает YouTube, попробуйте пройти по этой ссылке: fun-for-kids.ru/...ons
4 недели назад
В греческое искусство приходит страх... И происходит это благодаря Скопасу. В V в. до н. э. греческим скульпторам покорилось тело. Мышцы и связки; волосы и ногти; величественный покой и порывистое движение – все это они научились изображать. Пришло время овладеть душой человека: выразить внутренний мир, переживания, эмоции. Но эта задача – посложнее. Скопас – один из шести величайших скульпторов Эллады – умело выбирает сюжет. Калидонская охота завершена: чудовищный кабан, разорявший земли Калидонии, повержен, и Мелеагр присуждает главный трофей – голову вепря – Аталанте, единственной женщине, принимавшей участие с мужчинами наравне. Что же будет дальше? Мы, образованные зрители, это знаем: начнется ссора, и Мелеагр убьет своего дядю. После чего мать Мелеагра, мстя за брата, сожжет волшебную головню (ведь было ей предсказано Мойрами: «Жизнь твоего сына оборвется, когда догорит полено в очаге»). Герой умрет. Мы – знаем, а Мелеагр – предчувствует. Его брови слегка приподняты, будто в изумлении; взгляд направлен в даль, в туманное будущее – что-то там скрывается? Ветер тревожно развивает плащ героя; собака, чуя приближение беды, тоскливо воет. Даже кабан словно охмыляется, злобно и злорадно: мертвый, он будет отмщен. Здесь впервые у греков возникает саспенс, тревожное ожидание, психологическое напряжение, данное намеками. Но вот что интересно: Скопас использует лишь внешние средства для передачи этого напряжения. Собака, ветер, ухмыляющийся кабан – внешние атрибуты. Сам Мелеагр у него остается идеально прекрасным атлетом; лишь в лице его Скопас показывает внутренние переживания, да и то – робко, как бы боясь переборщить. Здесь искусство боится сойти с проторенной дороги: отказаться от физической красоты в пользу судорог, трепета, гримас – для греческого скульптора неприемлемо. Физического несовершенства он будет избегать любой ценой. Пройдет 25 веков, и у другого художника, не скованного эстетическим каноном, внутренний страх выплеснется наружу и станет всеохватывающим, полностью поглотит и героя, и саму картину. Догадываетесь, о каком произведении я говорю? P.S.: а лекции про всех великих греческих скульпторов – включая Скопаса – ждут вас здесь: art-lecture-club.ru/...zen
1 месяц назад
Средневековье, ты такое непонятное! Многие средневековые изображения до сих пор остаются для нас загадкой. Ну нет у нас ключа, который помог бы раскрыть их смысл. Нет, и все тут! Вот, например, знаменитая «Келлская книга», великолепный иллюминированный манускрипт начала 9 века. На одной из страниц, среди орнаментальных завитков, внимательный наблюдатель разглядит странную сцену: два кота и четыре мыши, причем две мыши по центру держат в зубах странный круглый предмет. Что это? Просто забавная сценка? Ведь кошек люди любили во все времена, и кошкой ни одной картинки не испортишь. Возможно. А возможно, все сложнее. Ведь круглый предмет, который держит мыши, очень напоминает… облатку. И тут открывается настоящий простор для истолкований. Ведь в средние века (правда, в более позднюю эпоху) самого дьявола часто изображали в виде кота-охотника, пытающегося заполучить в свои когти мышку – христианскую душу. И как тогда понять эту картинку? Имеется ли здесь в виду, что облатка защищает душу христианина (поэтому коты сидят спокойно и мышей не трогают)? Или, наоборот, мыши, решившие попировать облаткой, намекают на людей, непочтительно относящихся к таинствам и поэтому обреченных оказаться у дьявола в когтях? Как всегда, сплошные вопросы… P.S.: хотя вот здесь ответы искать мы пытаемся: art-lecture-club.ru/...zen
1 месяц назад
Почему на картинах Босха так много ягод и яиц? Невероятные полотна Иеронима Босха были непонятны уже современникам. Что означают все эти чудовища? Полулюди-полудеревья? Странная стеклянные колбы в «Саду земных наслаждений»? Люди, обнимающиеся с птицами? Многое в творчестве Босха остается загадкой и сегодня, но за последние годы искусствоведам все-таки удалось нащупать ниточку, потянув за которую, можно распутать клубок символов на его картинах. Метод, который применили исследователи, прост: картины Босха начали сравнивать с народным фольклором его же времени: крестьянские шутки, загадки, поговорки. Выяснилось, что многие его картины являются иллюстрациями тех самых шуток и поговорок, зачастую весьма скабрезных. Например, ягоды. Их особенно много в «Саду земных наслаждений». Есть там и виноград, и клубника, и ежевика. Видимо, связано это с тем, что во многих голландских и немецких поговорках XVI века слово «ягода» имела эротическую коннотацию. Образ ягоды использовался в поговорках, осуждающих похоть и разврат. Кстати, нечто похожее мы найдем и в русском языке (вспомните такие эвфемизмы, как «баба – ягодка» или «попользоваться насчет клубнички»). Любопытно, что очень часто Босх помещает изображения ягод на голову своим персонажам, буквально показывая нам, что у них «на уме». Другой пример - яйца. Они тоже в его картинах встречается постоянно. Иногда у них вырастают ноги, иногда яйцо заменять человеку голову, а одна из картин Босха так и называется – «Концерт в яйце». И опять-таки здесь есть игра слов: фламандское слово «door» – «дурак» было созвучно слову «dooier» - «желток». А ведь персонажи Босха - именно шуты и дураки, только в средневековом, религиозном понимании: «дурак» для Босха - это человек, в безумии своем забывший Бога. Такая вот непростая вещь – искусствоведение: с одной стороны, всегда хочется понимать, что художник хотел сказать. А с другой стороны, чтобы правильно понять картину, приходится быть понемногу и историком, и филологом, и философом, и в пучины теологии средневековой углубляться. P.S.: кстати, у нас в Клубе есть целый лекций про тайны картин Босха. Загляните: art-lecture-club.ru/...zen
1 месяц назад
Помните, была такая песня у Городницкого: Остров Хиос, остров Самос, остров Родос, Я немало поскитался по волнам. Отчего же я испытываю робость, Прикасаясь к вашим древним именам? Возвращая позабывшиеся годы, От Невы моей за тридевять земель Нас качают ваши ласковые воды - Человечества цветная колыбель. Мне она всегда нравилась. Ведь песня эта – о детской и навсегда с нами оставшейся любви к Древней Элладе, ее историям, ее красоте. Греческие острова – и правда колыбель человечества; и каждый из нас оттуда, из этой колыбели, вышел; мы же с вами в детстве читали книги Куна про греческие мифы; мы смотрели советские мультики про Тесея (я для вас даже кадр нашел); мы ходили по античным залам Эрмитажа, как по какой-то мраморной сказке… Мы сохранили эту любовь к античности. И хотели бы ей теперь поделиться со следующим поколением, с детьми и внуками. Да и сами – давайте честно признаемся – не прочь были бы вернуться в детство и снова пережить ту радость, то наивное восхищение перед античной красотой. Как раз об этом - последняя строчка у Городницкого: «Мимо детства моего и твоего» - поет он… И я решил, что это станет отличным девизом для того, что на следующей неделе у нас будет происходить. Воскресить волшебство собственного детства – и поделиться этим волшебством со следующим поколением. И с тем, и с другим я могу помочь, и вот каким образом: В понедельник начнется неделя греческих мифов в Клубе ценителей искусства. Все, кто вступит в Клуб с понедельника по пятницу, получат не только доступ ко всем материалам (а это – сотни лекций и для детей, и для взрослых), но еще и особые подарки: Во-первых, новую онлайн-викторину про греческие мифы в искусстве. Ссылку на демо-версию я вам уже присылал. Разработана игра специально для того, чтобы даже в современном «телефонном» ребенке пробудить азарт и интерес. Но и взрослым она пригодится! Посоревноваться с друзьями за бокалом вина в знании греческих мифов – отличный план на вечер, я считаю. Во-вторых, набор электронных книг про мифы в искусстве и детских путеводителей по античным залам музеев. Можете их читать своим детям – как нам читали наши бабушки; можете по путеводителям сами водить детей на экскурсии – и им будет интересно! И главная цель всего этого – сделать подарок подрастающему поколению. Чтобы имена героев древности были для них не пустым словом; чтобы они так же любили и чувствовали красоту, как ее любим мы. Это – великий дар; им стоит поделиться. Согласны? 
1 месяц назад