Многие настоящие любители и ценители книги, владельцы хороших библиотек украшают свои собрания специальным книжным знаком — экслибрисом. Традиция эта возникла давно. Первый русский экслибрис принадлежал игумену Соловецкого монастыря Досифею. Это была рисованная от руки буква «С», внутри которой замысловатой вязью было обозначено имя владельца. Печатные экслибрисы появились у нас в петровскую эпоху, и изображены на них были преимущественно гербы. Позднее на смену гербовым пришли сюжетные экслибрисы, цель которых — в одном образе охарактеризовать интересы и вкусы владельца книги. Свои, весьма скромные, книжные знаки имели Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков и многие другие известные писатели. Экслибрис давно перестал быть просто книжным знаком, это самостоятельный вид графического искусства. Существует даже всемирная энциклопедия современного экслибриса (Португалия), куда включён и автор представленных здесь работ, художник из Целинограда (с 1998 года — Астана) Серик Кульмешкенов, участник многих всесоюзных и международных выставок. Судьба художника трагична: он стал терять зрение. Ситуация была настолько серьёзна, что ему присвоили вторую группу инвалидности. В это сложное время Серик начинает создавать экслибрисы. Первый свой экслибрис он награвировал в 1985 году. Ранее не работавший в этом жанре, на старте находящийся в несравненно более худших условиях, чем его зрячие коллеги — Серик выбивается вперёд и через короткое время завоевывает признание. В 2000 году Кульмешкенов приезжает в США, где ему проводят сложную операцию на глаза, позволившую сохранить остатки зрения. С тех пор художник живет в США в Миннеаполисе, но, увы, процесс потери зрения продолжается и сейчас художник почти ничего не видит. Работы его выполнены в редко употребляемой в графике книжных знаков технике: сухая игла, офорт. Художник постоянно ищет новые, нестандартные пути создания образа. Фото: источник mrk-gallery.ru
5 дней назад