Найти в Дзене
Многие настоящие любители и ценители книги, владельцы хороших библиотек украшают свои собрания специальным книжным знаком — экслибрисом. Традиция эта возникла давно. Первый русский экслибрис принадлежал игумену Соловецкого монастыря Досифею. Это была рисованная от руки буква «С», внутри которой замысловатой вязью было обозначено имя владельца. Печатные экслибрисы появились у нас в петровскую эпоху, и изображены на них были преимущественно гербы. Позднее на смену гербовым пришли сюжетные экслибрисы, цель которых — в одном образе охарактеризовать интересы и вкусы владельца книги. Свои, весьма скромные, книжные знаки имели Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков и многие другие известные писатели. Экслибрис давно перестал быть просто книжным знаком, это самостоятельный вид графического искусства. Существует даже всемирная энциклопедия современного экслибриса (Португалия), куда включён и автор представленных здесь работ, художник из Целинограда (с 1998 года — Астана) Серик Кульмешкенов, участник многих всесоюзных и международных выставок. Судьба художника трагична: он стал терять зрение. Ситуация была настолько серьёзна, что ему присвоили вторую группу инвалидности. В это сложное время Серик начинает создавать экслибрисы. Первый свой экслибрис он награвировал в 1985 году. Ранее не работавший в этом жанре, на старте находящийся в несравненно более худших условиях, чем его зрячие коллеги — Серик выбивается вперёд и через короткое время завоевывает признание. В 2000 году Кульмешкенов приезжает в США, где ему проводят сложную операцию на глаза, позволившую сохранить остатки зрения. С тех пор художник живет в США в Миннеаполисе, но, увы, процесс потери зрения продолжается и сейчас художник почти ничего не видит. Работы его выполнены в редко употребляемой в графике книжных знаков технике: сухая игла, офорт. Художник постоянно ищет новые, нестандартные пути создания образа. Фото: источник mrk-gallery.ru
5 дней назад
Сохранённые сокровища
В этой статье мы расскажем о спасении и сохранении в годы Великой Отечественной войны исторических и художественных ценностей нашей страны, о героизме и самоотверженности, проявленных при этом советскими людьми. Сколько весит картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»? Вопрос покажется странным, когда речь идёт о великом произведении отечественной живописи. Тем не менее в нашем о нём повествовании именно вес картины будет иметь определённое значение... Но об этом позже, пока о самой картине «Утро...
1 неделю назад
Несколько поколений русских людей учились грамоте по рисункам Виктора Михайловича Васнецова. В жизни начинающего художника 1867 год оказался весьма плодотворным в Петербурге. По воле судьбы Васнецов не начал учиться в Академии художеств, хотя успешно сдал экзамены. В 1867 году В. Васнецов стал работать в картографическом заведении А. Ильина, осваивая технику литографии, успешно исполняя рисунки на камне к различным изданиям. К этому же году относится сотрудничество начинающего художника с Николаем Петровичем Столпянским, составителем, издателем «Народной» и «Солдатской» азбук в Петербурге. Васнецов по предложению Столпянского иллюстрировал его азбуки. «Народная азбука» издавалась с 1867 по 1887 годы двадцать пять раз, «Солдатская азбука» — с 1870 по 1888 тридцать раз, всего было издано 1 080 000 экземпляров. В первых семи изданиях было помещено по 45 васнецовских рисунков, в последующих изданиях — по 30. В 1871 году по состоянию здоровья Виктор Васнецов прервал обучение в Академии художеств и выехал на родину — Вятскую губернию (сегодня — Кировская область). Находясь в Вятке, художник продолжил работу над азбукой: на гравировальных досках, которые выслал ему из Петербурга Столпянский, он выполнил 28 рисунков к девятому изданию «Народной азбуки». В азбуку издания 1872 года, небольшого и удобного формата в 80 страниц, художник внёс более двадцати рисунков, прописи. Рисунки соответствовали содержанию «Народной азбуки». Знание крестьянской жизни, особенностей быта, тем более что Васнецов вновь посетил родные места, позволило художнику внести и личные наблюдения. Рисунки мастерски были выполнены художником и тщательно проработаны до мельчайших подробностей. Так, на титульном листе «Время – деньги, знание – богатство», Васнецов изобразил деда, толкующего внуку о пользе грамотности и знаний. Среди рисунков из крестьянского быта выделяются такие, как «Сенокос», «Мельница», «Храмовый праздник», встречаются также рисунки на темы басен и народных сказок. Тексты молитв и 10 заповедей были выполнены художником на старославянском и русском языках. В 1872 году В. И. Водовозов подготовил к изданию «Русскую азбуку для детей». К иллюстрированию и третьей азбуки был привлечён В. Васнецов. В азбуке отмечалось: «Прописи и около 50 картинок, рисованных на дереве Васнецовым. Прописи гравированы Куренковым, картины в тексте Рашевским». В азбуку были включены тексты пословиц, небывальщин, загадок, рассказов, которые иллюстрировались Васнецовым также на основе вятковских впечатлений: такие живые картинки из народного быта. В течение двадцати лет Васнецов вновь и вновь возвращался к оформлению азбук. Это были доступные издания для широких слоёв населения и в самостоятельном изучении грамоты по васнецовским прописям и рисункам. Фото из открытого источника.
2 недели назад
Тобольский кремль — единственный каменный кремль Сибири и последний по времени постройки кремль. В деревянном городе часто случались опустошающие пожары, и в 1677 году сюда пришло предписание: «…впредь город Тобольск делать каменный». Так в конце XVII века в столице Сибири появился проект каменного Тобольска. Его подготовил местный картограф и географ Семён Ремезов, всю жизнь трудившийся «ко утешней всенародной пользе», чьими усилиями был заложен «стольный град Сибири» — так именовали Тобольск в пору его расцвета, в XVIII веке. А сердце града — тобольский, единственный за Уралом кремль, белеющий на высоких Алафеевских горах, поражал воображение людское во все последующие времена. И хотя в начале XIX века, когда резиденцией генерал-губернаторов Сибири стал Омск и значение Тобольска уменьшилось, с историей этого города связано множество замечательных российских имён. Ершов, автор «Конька-Горбунка», композитор Алябьев, историк Словцов, декабристы, среди которых Фонвизин, Кюхельбекер, Батеньков, выдающийся учёный Менделеев, Достоевский, Чернышевский, Короленко, — все они были связаны с Тобольском, кто рождением, кто судьбой. И пусть большинство из них оказалось там не по своей воле, а на поселении, в ссылке или пройдя через Тобольский острог, именно эти люди создавали в городе атмосферу, необыкновенную притягательность которой отмечали многие. Фото: источник sobory.ru
2 недели назад
В 1909 году Валентин Серов создаёт афишу для «Русских сезонов» в Париже — так называемых Дягилевских сезонов — ежегодных гастролей русских артистов во Франции, организованных русским театральным деятелем, антрепренером Сергеем Дягилевым. До этого, в 1907 году, в Париже прошли Русские исторические концерты с участием Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова. Затем, в 1908 году состоялись оперные сезоны. В 1909 году Дягилев решил, помимо оперы, организовать гастроли русского балета. Подход Дягилева к постановкам был совершенно новаторским. Он выступил не только как организатор, но и как театральный режиссер высочайшего класса, работавший одновременно с музыкой, танцем и живописью. В обсуждении постановки принимали участие не только хореографы, но и танцоры, композиторы, музыканты, художники. Вместе они придумывали сюжет, создавали декорации и костюмы, продумывали характер музыки и танца. Зрителям были представлены пять постановок: «Пир», «Половецкие пляски», «Клеопатра», «Павильон Армиды» и «Сильфиды». Балет произвёл невероятное впечатление. Жан Кокто говорил о Русских сезонах: «Красный занавес поднимается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса». Благодаря афише к Дягилевским «Русским сезонам», созданной Серовым, стало возможным сразу заявить о балете Дягилева как о синтезе музыки, танца и живописи. На тонированном холсте углём, темпером и мелом Серов изображает Анну Павлову — легендарную балерину, изящную, невесомую, словно некое неземное создание, танцующее не на сцене, а в воздухе, поднявшись над суетой жизни. Фактически во многом благодаря именно афише Серова Павлова стала олицетворением русского балета начала XX века, и участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в 1909 году, стало началом её мировой известности. Фото 1: Анна Павлова в балете «Сильфиды». 1909 г. Холст тонированный, уголь, темпера, мел. 194x170. Эскиз афиши-плаката Русских сезонов в Париже. Источник: rusmuseumvrm.ru Фото 2: плакат Валентина Серова, созданный им по заказу Сергея Дягилева к гастролям балерины Анны Павловой в Париже в 1909 году, навсегда стал эмблемой «Русских сезонов». Источник: rsl.ru
3 недели назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала