Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по биологии
Биология простым языком
5
подписчиков
Привет! Я Анна и я очень люблю свой предмет - биологию. Могу объяснить сложный школьный материал простыми словами.
Методы (способы, пути познания) … они есть у каждой науки. Биология не исключение. Обычно на экзаменах ребята теряют 1 – 4 балла на этих вопросах. Предлагаю подборку «методов биологии» для аттестации (ОГЭ, ЕГЭ, обычная аттестация семейное обучение). Общие методы биологии: - ЭМПЕРИЧЕСКИЕ (экспериментальные, практические): наблюдение, описание, измерение, эксперимент, мониторинг. - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение, моделирование. Затем выделяют методы для разных разделов биологии. МЕТОДЫ ЦИТОЛОГИИ (изучает клетку): -МИКРОСКОПИРОВАНИЕ (световое и электронное) – изучает структуру клетки, а также расположение тканей на срезах при помощи микроскопа; - М.КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК и ТКАНЕЙ – выращивание клеток в искусственной среде; - ЦЕНТРИФУГИРОВАНИЕ – разделение органелл клеток по их массе и плотности. Кстати, оседают ядро, затем митохондрии и пластиды, одно мембранные органоиды (лизосомы, вакуоли…), рибосомы, субъединицы рибосом. - ХРОМАТОГРАФИЯ – разделение содержимого и анализ смесей веществ (белков, пигментов); - МЕТОД МЕЧЕННЫХ АТОМОВ – изучение живых биохимических процессов в живой клетке по средствам изотопов. ДНК могут изучать МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИМ методом. СЕКВЕНИРОВАНИЕ – определяет нуклеотидную или аминокислотную последовательность. МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ: гибридологический, мутационный (их не используют для генетики человека), генеалогический, близнецовый, цитогенетический, кариотипирование (выстраивают хромосомы парами, наблюдают за хромосомными перестройками, определяют пол человека на стадии эмбриона), популяционно-статистический, биохимический. МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ: гибридизация, искусственный мутагенез, полиплоидизация (кратное увеличение числа хромосом), генная инженерия, клеточная инженерия. Это не все методы, но достаточно часто используемый (см. в иллюстрациях примеры заданий).
Недавно, решая задания олимпиады, попала в просак... 😱 Мои ответы оказались неверными... 🙈 Посмотрите на две этих фотографии: на одной из них червь австралийский (родственник нашему Дождевому червю - Корней Корнеичу😊), а на другом Червяга - это безногое земноводное (родственник жабе Клаве😉). Как думаете, кто где???💥💥💥 На рисунке А - ЧЕРВЯГА (она питается червями, термитами, мышами; является живородящей). На рисунке Б - Австралийский червь - он достигает в длину от 80 см до 3 метров! Питается корнями растений). Вот такие дела!🫣 С этим червяком, наверное, только на огромную рыбу ходить на рыбалку нужно 😊.
Вы не задумывались о том, как насекомоядные растения, поедая насекомых не съедают своих опылителей?🤔 Оказывается всё просто💥: ☘️цветки расположены существенно выше опасных частей растения и при движении по верхним его частям в ловушки сложно попасть (рис.1. Венерина мухоловка; рис.2. Росянка); ☘️ цветы и ловушки окрашены в разные цвета или запах у цветов – один, у ловушек – другой, что может привлекать разные виды насекомых; ☘️ ловушки (у пузырчатки например), расположены в воде, а цветки над водой (рис.3, 4); ☘️растения цветут, когда ловушки ещё (уже) не функционируют; ☘️ опылители могут иметь размер, который позволит им избежать ловушки. Ну, а на рис.5 пример задания линии 25 КИМ ЕГЭ (на вторую часть вопроса мы уже ответили, осталось ответить на первую его часть😜). Фото для иллюстраций взяла из Интернета, видео тоже. hyandex.ru/...832
КИСЛОРОД… Что это? Уверена, что каждый из Вас ответил: газ или химический элемент. А вот зачем он нам нужен?🤔 Обычно мы отвечаем: «Чтобы жить. Он является нам очень необходим…»🤷♀️ А если конкретнее: «Зачем???»🤔 Если рассмотреть значение на клеточном уровне, то он нужен для расщепления питательных веществ, что мы получаем с пищей и для получения АТФ – энергии.🤗 Умники и умницы вспоминают про энергетический обмен и этап дыхание в митохондриях. 🤫😉 ❓Вы знали такой факт, что кислород является ядом для многих живых организмов, он вреден в чистом виде и для человека тоже❗️ ✔️Кстати, именно на этом принципе основана работа перекиси водорода. ✔️Она взаимодействует с ферментом плазмы крови, попадая в ранку, в ходе химической реакции выделяется газ КИСЛОРОД и ВОДА. КИСЛОРОД убивает микроорганизмы в ранке. #АннаШорина #кислород
Самая горячая экзокринная железа (внешней секреции) нашего тела (печь и печень...). Зачем она нужна? Какие функции выполняет? Образует желчь, которая участвует в пищеварении (эмульгировании липидов, стимулировании перистальтики кишечника, антимикробное действие). Барьерная функция - детоксикация ядов; метаболизм лекарств; образование и хранение гликогена; кроветворение у плода; депонирование (накопление) крови; синтез гепарина, препятствующего свёртыванию крови.
У гороха всё-таки плод СТРУЧОК? Или БОБ? Сегодняшний пост для тех, кто сдаёт ЕГЭ, ОГЭ в этом году или планирует в последующих. А также пост для любознательных людей. Бобовые: горох, соя, бобы, нут, акация, арахис получили своё название от того, что их плод называется – боб. Он, в отличии от стручка, имеет семена, которые располагаются на створках плода. А у стручка семена на особой плёночке-перегородке (см. на рисунке. Стручок – это типичный плод растений семейства Крестоцветные (Капустные): редька, капуста, хрен, сурепка, пастушья сумка, репа… Да, кстати, плоды капусты мы в пищу не употребляем (у белокочанной капусты едим верхушечную почку). Я с детства запомнила слова бабули: «Сорви пять стручков гороха»… Таким образом бытовое понятие: стручок и боб расходятся с ботаническим. Кому был пост интересен, с Вас сердечко. Поделитесь этим постом с тем, кому нужно будет сдавать ЕГЭ.
Ферменты… Мы часто о них говорим, но забываем о строении и механизме их взаимодействия с субстратом. Модель Кошланда “перчатка-рука”. Субстрат и активный центр фермента становятся соответствующими друг другу (как перчатка, одетая на руку) только после того, как соединятся. На этой иллюстрации: субстрат приближается к активному центру фермента; субстрат и фермент образуют комплекс; комплекс фермента и продуктов реакции; продукты покидают активный центр фермента. Обозначения: 1– субстрат 2 – фермент 3 – продукты реакции 4 – субстратный центр фермента 5 – ферментно-субстратный комплекс 6 – ферментно-продуктовый комплекс
Вот и тюльпаны были. Дальше что? Масленица? А потом? Пасха?... Это жизнь. Очень люблю её.
Лёгким взмахом руки с волшебной палочкой или без… сделать так, чтобы всё хорошо запоминалось и оставалось в нашей голове надолго. Классно было бы, в школе были бы одни «5», экзамены бы сдавали на одни «100 баллов» … Написала и как-то немного стало не по себе: ведь тогда и плохие события бы оставались надолго в нашей голове?! Эхх… придётся прилагать усилия и учить материал без волшебства… Но есть некоторые приёмы, которые можно использовать: - Например, приёмы мнемотехники (нашла в интернете) : 1) Запомнить ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТАКСОНОВ можно так: Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Царский Терем Кто Откроет Сразу Рыцарем Вернется. 2) Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: «Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал — Пей Ночью Чай». Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный. Я же всегда предпочитала учить, составляя схемы для себя по каждому вопросу. Всем желаю найти свой собственный приём для запоминания информации!
Учиться я люблю до сих пор… Прошлась по коридорам вуза и вспомнила своё студенчество: было тяжело, но интересно. Самым сложным предметом, кроме высшей математики и физкультуры (бег для меня – самое сложное, что есть для здоровья…) – была физиология. Причём, физиология всего: растений, животных и человека… Кстати, вопросы по физиологии до сих пор в КИМах по ЕГЭ и ОГЭ являются одними из сложных. Поэтому, небольшую шпаргалку по ФЕРМЕНТАМ оставлю для вас: - АМИЛАЗА (птиалин) синтезируется слюнными железами, работает в ротовой полости, расщепляет крахмал, работает в слабощелочной среде. - ПЕПСИН синтезируется желудком, работает там же в кислой среде, расщепляя полипептиды (белки) до пептидов и аминокислот. - АМИЛАЗА панкреатическая, вырабатываемая поджелудочной железой, работает в тонком кишечнике в слабощелочной среде, расщепляя крахмал до глюкозы (мальтозы, декстринов). - ЛИПАЗА, вырабатываемая поджелудочной железой, работает в тонком кишечнике в слабощелочной среде, расщепляя жиры (триглицериды) до глицерина и жирных кислот. - НУКЛЕАЗА, вырабатываемая поджелудочной железой, работает в тонком кишечнике в слабощелочной среде, расщепляя нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) до нуклеотидов. - ЛАКТАЗА, вырабатываемая тонким кишечником и работающая в нём же в слабощелочной среде, расщепляет лактозу (молочный сахар) до глюкозы и галактозы. Фух… всё запомнили?
Учебные пособия для подготовки к ЕГЭ по биологии
Впереди три месяца на подготовку к экзамену ЕГЭ у выпускников 2024. Какие учебные пособия использовать для подготовки? 1. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология 10 класс (11 класс) для профильного обучения (можно брать за основу для изучения/ повторения раздела «Общая биология»). 2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. «Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы» (по каждому разделу «Ботаника», «Зоология», «Человек», «общая биология» даётся краткое описание, вопросы для самоконтроля, небольшие тесты на каждую тему, терминология с определением). На мой взгляд, хорош для самостоятельного повторения (не для первичного ознакомления) на базовом уровне...