Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Мы без этого не можем жить»: почему северяне в 21 веке продолжают охотиться на зверя

В былые времена коренные жители Крайнего Севера жили за счёт добычи и продажи пушнины. После выпадения снега мужчины на долгое время уходили в тайгу. У каждой семьи имелся свой «путик» – лесная тропа, охотничьи угодья, избы. Птицу, в основном, добывали для пропитания, а шкурки зверей продавали скупщикам. Иногда пушнину увозили на ярмарки – там за неё можно было выручить больше денег. В наши дни многое изменилось, однако желающих выбраться в лес с ружьём наперевес не убавилось. Почему же северяне продолжают охотиться? В селе Ижма Республики Коми существует районный историко-краеведческий музей, где собрано множество занимательных экспонатов. Например, лыжи, обтянутые шкурой с оленьей голени. Сделано это не красоты ради, а для того, чтобы не скользить в обратную сторону, когда человек поднимается в гору. Охотники с давних пор продумывали свою экипировку до мелочей. Лыжи мастерил каждый для себя, длина их зависела от роста владельца. Если шли на крупного зверя, с собой брали палку для под
Оглавление

В былые времена коренные жители Крайнего Севера жили за счёт добычи и продажи пушнины. После выпадения снега мужчины на долгое время уходили в тайгу. У каждой семьи имелся свой «путик» – лесная тропа, охотничьи угодья, избы.

Птицу, в основном, добывали для пропитания, а шкурки зверей продавали скупщикам. Иногда пушнину увозили на ярмарки – там за неё можно было выручить больше денег.

Кадр из видео «Искусство коми промысловой охоты | Изьватас олэм»/АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из видео «Искусство коми промысловой охоты | Изьватас олэм»/АНО «Ямал-Медиа»

В наши дни многое изменилось, однако желающих выбраться в лес с ружьём наперевес не убавилось. Почему же северяне продолжают охотиться?

С чем ходили на охоту северяне сотни лет назад

В селе Ижма Республики Коми существует районный историко-краеведческий музей, где собрано множество занимательных экспонатов. Например, лыжи, обтянутые шкурой с оленьей голени. Сделано это не красоты ради, а для того, чтобы не скользить в обратную сторону, когда человек поднимается в гору.

Кадр из видео «Искусство коми промысловой охоты | Изьватас олэм»/АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из видео «Искусство коми промысловой охоты | Изьватас олэм»/АНО «Ямал-Медиа»

Охотники с давних пор продумывали свою экипировку до мелочей. Лыжи мастерил каждый для себя, длина их зависела от роста владельца. Если шли на крупного зверя, с собой брали палку для подталкивания саней. Добыли медведя – бросили тушу на сани – один тянет их спереди, а другой с помощью шеста толкает сзади.

«Меня учили охоте с шести лет»

Все навыки и секреты передаются из поколения в поколение. Опытных охотников среди северян полно и сегодня – в Ижемском районе Коми по сей день проводят ежегодный праздник охотника. Мужчины собираются, чтобы продемонстрировать свои умения, необходимые в добыче зверя и птицы: разводят на скорость костры без использования спичек, метают топоры в мишень, стреляют из лука, преодолевают препятствия.

– Я начал охотиться с детства, – поделился местный житель Пётр. – Мой дед и отец были охотниками, и меня учили охоте с шести лет. Девять лет проработал охотником в заготовительной конторе, всегда хвалили. Просили охотиться на лося, так как лицензий приходило много, а охотников было мало. Директор лично просил: «Если закроешь лицензию, она пропадёт. Вот и добывал». Опыт огромный. Когда живёшь в лесу, становишься с ним единым целым. Понимаешь повадки зверей, знаешь, как охотиться.

Кадр из видео «Искусство коми промысловой охоты | Изьватас олэм»/АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из видео «Искусство коми промысловой охоты | Изьватас олэм»/АНО «Ямал-Медиа»

У мужчины в лесу до сих пор стоят три избы. По его словам, из всех зверей тяжелее всего добыть медведя.

– Каким бы охотником ни был, всегда будешь бояться этого хищника.

«У меня охотничьи гены»

Небольшая численность коми живёт и на Ямале. Многие из них по-прежнему занимаются промыслом.

– Природа, которая окружает нас рядом, она нас всё манит и манит, – признался охотник Захар. – Это, можно сказать, наши родовые места, и мы никак не можем отсюда переехать. Отец нас учил охотиться, рыбачили, ягоды собирали летом, грибы.

Конечно, не все продолжают дело своих предков. Кого-то тянет в города – поближе к цивилизации. Но есть и те, кто остаётся жить среди лесов и рек.

– У меня, видимо, гены более охотничьи, рыбацкие, – смеётся мужчина. – Поэтому я всегда в лесу, всегда с собакой. Уже десятый год собаке, мы с ним постоянно охотимся, рыбачим, ездим везде. Он, наверное, больше мест повидал, чем я.

Кадр из видео «Искусство коми промысловой охоты | Изьватас олэм»/АНО «Ямал-Медиа»
Кадр из видео «Искусство коми промысловой охоты | Изьватас олэм»/АНО «Ямал-Медиа»

«Жить без охоты мы уже не можем»

На вопрос о том, почему он продолжает вести такой образ жизни, Захар ответил без раздумий:

– Это, скажем, жизнь наша. Моя. Как жили наши предки, соответственно, живём и мы. Жизнь моя связана с этими местами – очень много памятных мест, где мы побывали и ещё хочется побывать. И сколько ещё не изъезжено, потому что работаем, времени не хватает на всё.

Северянин старается выбираться каждые выходные в лес. Здесь, по его словам, очень много дичи и рыбы. Добывает зайцев и куропаток, не раз замечал лосей и медведей.

– Раньше же этим только и жили. Бабушка, дедушка, отец – они только на рыбе и дичи практически жили. И благодаря этому все выросли. Сейчас уже не едим так много – в магазине продуктов много каких угодно. Но мясо, дичь и рыба всегда есть у нас на столе. Мы, как местные жители, привыкли и без этого жить уже не можем.

Кочевники, чьи пастбища порой располагаются на огромном расстоянии от городов и посёлков, тоже не представляют своей жизни без охоты и рыбалки. Ведь промысел, как и сотни лет назад, кормит их и придаёт сил.

Друзья, если вам было интересно читать, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем статьи и видео о жизни на Крайнем Севере, рыбалке, охоте и не только.

Читайте также: