К китайским автомобилям можно относиться по-разному. Скепсис и недоверие — обычная реакция даже сейчас, когда прогресс последних лет очевиден невооружённым глазом, а многие модели выглядят вполне конкурентоспособно на фоне японских, корейских и европейских брендов. Главный тормоз для потенциального покупателя — неопределённость с будущим обслуживанием, наличием запчастей и квалифицированных сервисов. К тому же количество новых марок из Поднебесной растёт так быстро, что риск остаться через пару лет с единственным в своём роде «не зашедшим» и снятым с производства автомобилем вполне реален.
Но сами машины становятся интереснее год от года. Пока европейские производители движутся в неясном направлении, шокируя публику премьерами, где былая порода не узнаётся даже под микроскопом, а место топливозаправочной горловины грозится занять электрическая розетка, китайские товарищи демонстрируют удивительные решения. Например, полностью рамный Tank 300 с турбированным 3,0-литровым V6 на 350 сил и классическим 8-ступенчатым автоматом — словно возвращение автомобиля к истокам.
Может сложиться ощущение, что в мировом автомобилестроении работает принцип сообщающихся сосудов: в Европе убывает, в Китае прибывает. И это ощущение не обманывает. Давайте посмотрим, кто на самом деле стоит за разработкой дизайна ведущих китайских марок и чьими руками эти динамично развивающиеся концерны будут завоёвывать мировой рынок.
1. SAIC Motor Corporation: наследие Bugatti
SAIC — крупнейший автопроизводитель КНР, на долю которого приходится до четверти всех продаж новых машин в стране . Компания существует с послевоенных времён, а свой первый легковой автомобиль представила ещё в 1958 году. Именно SAIC стал первой китайской ласточкой совместных предприятий, заключив партнёрство с Volkswagen в 1984 году, а позже — с General Motors. В 2007 году китайцы приобрели британскую марку MG.
Неудивительно, что в 2022 году в компанию перешёл из Volkswagen Джозеф Кабан — человек, стоявший за созданием внешнего облика Bugatti Veyron.
2. BYD: Audi в электромобильном обличье
BYD — крупный частный конгломерат, объединяющий автомобильное производство и выпуск электронных компонентов. К выпуску машин приступили в 2003 году, взяв за образец Toyota Corolla. Всего за 7 лет BYD вышел на полмиллиона проданных автомобилей в год, а в 2008-м представил первый подзаряжаемый гибрид.
В 2016 году из Европы был приглашён Вольфганг Эггер — шеф-дизайнер Audi, под руководством которого создавался суперкар R8. Сегодня BYD задаёт тон в дизайне электромобилей, конкурируя с мировыми лидерами .
3. GAC (Guangzhou Automotive Group): BMW i8 в китайской прописке
Относительно молодое предприятие, основанное в 1997 году и полностью подконтрольное государству. Основной объём продукции GAC выпускает на совместных предприятиях с Toyota, Honda, Mitsubishi и Fiat-Chrysler, однако собственный бренд также активно развивается .
В конце 2024 года в ряды шеф-дизайнеров корпорации влился Бенуа Жакоб — человек, руководивший в Мюнхене разработкой легендарного BMW i8.
4. Hongqi: китайский Rolls-Royce
Hongqi — не предприятие, а старинный бренд, принадлежащий FAW Group и учреждённый в 1958 году специально под автомобили представительского класса. Любопытно, что в 1990–2000-х годах основой для больших седанов служили Audi 100 и Lincoln Town Car, а с 2006 по 2012 год — Toyota Crown Majesta . До 2016 года Hongqi фактически не поступали в свободную продажу, но после снятия ограничений марка начала бурный рост.
Некоторые называют Hongqi китайским Rolls-Royce, указывая на стилистическое сходство. И это не случайно: с 2018 года за дизайн марки отвечает британец Джайлс Тейлор, под патронажем которого разрабатывали восьмое поколение Rolls-Royce Phantom и внедорожник Cullinan .
5. Zeekr: Bentley в мире электромобилей
Автомобили Zeekr, хотя официально в России не продаются, уже успели примелькаться на улицах. Бренд — буквально младенец по меркам автопрома: история началась в 2021 году с фокусом на премиальные электромобили и гибриды .
Шеф-дизайнер Штефан Зилафф был «позаимствован» из Volkswagen Group, где ранее работал над Bentley Continental GT.
6. Tank: наследие Range Rover
Неплохо знакомая российским автомобилистам марка Tank принадлежит Great Wall Motors. Материнская компания существует с 1976 года и долго занималась производством утилитарных пикапов. В 2011 году перешли к выпуску кроссоверов Haval, и ставка сыграла.
Tank 300 выглядит консервативно, но в упрёк ему отсутствие собственного стиля не поставишь — дизайном руководит Фил Симмонс, человек, стоявший за разработкой Range Rover в его современном виде .
7. Li Xiang (Li Auto): Porsche 992 в потоке
Li Auto — частная пекинская компания, специализирующаяся на электромобилях и гибридах. По объёмам продаж внутри КНР она уступает гигантам вроде SAIC или BYD, но по узнаваемости стиля на российских дорогах даст им фору. Характерную светодиодную «монобровь» головного света не спутаешь ни с чем .
Шеф-дизайнер Li Auto — Бенджамин Баум, чьему авторству принадлежит дизайн такой иконы, как Porsche 992.
8. Xpeng: Ferrari и Lamborghini в одном флаконе
Xpeng — производитель «умных» электромобилей и беспилотников, основанный в 2014 году выходцами из GAC и Xiaomi. В 2021 году компания продала почти 100 тысяч электромобилей, захватив 3% внутрикитайского рынка «не бензиновых» авто .
В качестве шеф-дизайнера приглашён Хуанма Лопес, ранее работавший с Lamborghini, Ferrari, Seat, Audi, Genesis, Changan и BYD. Под его руководством разрабатывались Ferrari SF90 Stradale и Ferrari Monza SP.
9. Dongfeng: европейский взгляд на M-Hero и Voyah
Крупный китайский автоконцерн Dongfeng в январе 2026 года официально открыл дизайн-центр в Мюнхене. Студия будет заниматься глобальными проектами и разрабатывать стиль для моделей M-Hero и Voyah с фокусом на европейский рынок. Выбор Мюнхена не случаен — столица Баварии считается мировым центром автомобильного дизайна и инженерной мысли .
10. Qijing: GAC и Huawei с привлечением итальянской эстетики
В середине 2026 года ожидается дебют первого электромобиля нового премиального бренда Qijing, созданного GAC совместно с Huawei. Над внешностью трудилась команда из ста дизайнеров, а во всём процессе разработки участвовали специалисты Миланского института эстетики Huawei .
Заключение: Новая реальность автомобильного мира
Как мы видим, мэтры мирового автомобильного дизайна массово снимаются с насиженных мест в Европе и перебазируются в «мировую фабрику» . Китайские производители больше не догоняют — они задают темп, инвестируя миллиарды в исследования и разработки, сотрудничая с мировыми лидерами в области ИИ, аккумуляторов и телематики .
Дизайн без компромиссов, выразительные силуэты, продуманные интерьеры, премиальные материалы — всё это результат работы тех самых специалистов, которые ещё недавно определяли лицо европейского автопрома. Китайские бренды больше не боятся быть узнаваемыми — они этого добиваются .
Чем эта тенденция обернётся для автомобилей Старого Света, покажет время. Вполне возможно, что в ближайшие годы мы увидим бегство и самих привычных европейских брендов в другие части континента. И хорошо бы, часть из них осела где-нибудь в наших собственных границах.
Свои соображения на эту тему излагайте в комментариях.