Зимой 1920 года члены семьи Петра Столыпина укрывались в имении своей родственницы, уважаемой и известной в округе благотворительницы. Получив официальную охранную грамоту, они могли рассчитывать на защиту местной власти, но ненависть к громкой фамилии оказалась сильнее. В одну из январских ночей в имение Щербатовых ворвались пьяные солдаты и расправились с женщинами. В ярости они не пощадили даже младшую дочь Петра Аркадьевича, 25-летнюю Ольгу. Девушка пожертвовала собой ради близких и после истязаний мучительно умирала несколько дней.
Дети пострадали, а его лишь запачкало чернилами
В начале XX века политический террор в Российской империи стал обычной практикой. Министры, губернаторы, генералы регулярно становились жертвами боевых организаций. На Петра Столыпина покушались 11 раз, последнее состоялось в 1911 году и выполнило свою задачу. Сопровождение охраны и постоянное ожидание нападения в те годы стали привычными реалиями его семьи. Самый известный и кровавый эпизод произошёл летом 1906 года на даче Столыпина, когда эсеры привели в действие бомбу.
В тот день там шёл обычный приём посетителей. Трое террористов в форме жандармов пронесли в здание портфели с бомбами. Охранники, заподозрив неладное, кинулись наперехват, но визитёры с криком «Да здравствует революция!» швырнули портфели на землю. Взрыв был настолько мощным, что часть двухэтажного дома была разрушена, погибло 24 посетителя, больше 30 человек были ранены, в том числе и дети Столыпина. Дочь Наталья получила тяжёлые травмы ног, и врачи настаивали на ампутации. Столыпин не согласился с их вердиктом. В итоге конечности сохранили, но здоровье девочки было сломлено. Сам же Пётр Аркадьевич не получил ни одной царапины, лишь отлетевшая чернильница запачкала его пятнами.
Где нашла приют осиротевшая семья
Осенью 1911 года в театре в присутствии Николая II Столыпин получил ранения в грудь и живот. В него стрелял анархист Дмитрий Богров, который смог пройти в здание, так как был агентом охранного отделения. Несмотря на заверения врачей, Пётр Аркадьевич скончался через четыре дня. Последними его словами были: «Счастлив умереть за царя». После утраты осиротевшая семья Столыпина вела замкнутую жизнь, стараясь держаться подальше от политики. После Февральской и Октябрьской революции она не подверглась репрессиям, но сама фамилия стала клеймом. Крупные города для дворянских семей стали опасными, и многие старались уехать в провинцию.
К 1920 году Елена Петровна Столыпина, ставшая уже княгиней Щербатовой, переехала с детьми в родовое имение мужа под Немировом. В годы Гражданской войны там нашли приют и её родные: мать Ольга Борисовна, брат Аркадий, сёстры Ольга и Александра. Жизнь у родственников в провинции тогда казалась им безопасной. Хозяйка имения, княгиня Мария Григорьевна Щербатова, была уважаемой в городе предпринимательницей и благотворительницей. Благодаря ей в Немирове были вымощены многие улицы, поставлены электрические фонари, построена бесплатная больница для нищих. Княгиня также финансировала работу гимназии и монастырской школы для девочек. Её стараниями был построен политехнический институт. Многие одарённые дети учились благодаря её «стипендиям». В годы Первой мировой войны княгиня отдала свой дворец под лазарет, и сама работала в нём сестрой милосердия. Это лишь немногие дела, по которым знали Щербатову.
Кровавая ночь и Немирове
Зимой 1920 года Щербатовы и Столыпины оставались в Немирове, надеясь на защиту охранной грамоты, обещавшей неприкосновенность им, усадьбе и парку. Но бумаги в то время не могли противостоять слепой ненависти. В январе в городе разместились военные подразделения красноармейцев. Дисциплина в них, как вспоминали современники, оставляла желать лучшего. Первая трагедия произошла 15 января: сын Марии Григорьевны и муж Елены Петровны, Владимир погиб. По одной версии, его избили трое красноармейцев, по другой, он был расстрелян. Через пять дней после этого некий Андрей Лесовой – местный житель, примкнувший к красноармейцам, после пьяных гуляний подбил дружков пойти в парк Щербатовых.
Там мужчины встретили трёх женщин. Первой их жертвой стала хозяйка имения, княгиня Мария Григорьевна Щербатова. Вместе с ней были расстреляны её дочь Александра и находившаяся рядом Мария Гудим-Левкович. После этого солдаты направились к дому, в котором находились члены семьи Столыпиных. Во время вторжения Ольга Петровна, по воспоминаниям её брата Аркадия, не стала прятаться, а закричала и побежала в парк, чтобы увести за собой нападавших, дав тем самым родным укрыться. Девушку догнали, жестоко избили и тяжело ранили. Через несколько мучительных дней она скончалась.
Возмездие и эмиграция
Новость о жестокой расправе в усадьбе потрясла Немиров, ведь княгиню Щербатову знали благодаря её щедрой благотворительной деятельности. Известие о её гибели вызвало всплеск возмущения – горожане требовали возмездия. Один из местных с ужасом вспоминал то, как прибежал на место происшествия, когда кто-то примчался к нему с криком «Бежим! Там княгиню расстреляли!». Он рассказывал, что когда оказался на месте преступления, то нашёл свежий холмик, из которого торчала нога в чёрной туфле. Вскоре Лесового и его сообщников задержали и расстреляли. Их жертв похоронили на территории местного монастыря, однако сейчас могилы утрачены.
Столыпины после трагедии немедленно эмигрировали, в последний момент успев на поезд Красного Креста. Старшая дочь Столыпина Мария Петровна фон Бок вместе с мужем, морским офицером Борисом фон Боком, сначала переехала в Берлин, затем кочевала по другим европейским странам, пока окончательно не осела в США. Там Мария дожила почти до 100 лет и умерла в Калифорнии. На протяжении всей своей жизни она старалась сохранить память об отце и писала о нём работы. Наталья, Елена, Аркадий и вдова Столыпина Ольга Борисовна в дальнейшем жили и умерли во Франции. Александра закончила жизнь в Швейцарии.
Подборка материалов в том же духе:
Книги из материала:
- «Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине», Мария фон Бок
- «Сестры милосердия в годы Первой мировой войны», Анна Срибная
- «Последний царь», Эдвард Радзинский
- «Пётр Столыпин: последний реформатор империи», Д. В. Табачник
- «Нам нужна великая Россия. Избранные статьи и речи», Пётр Столыпин
- «Тайна убийства Столыпина», В. Г. Джанибекян