Найти в Дзене
Тени прошлого

Сравнение быта двух армий: как ели, спали и мылись враги в 1812 году

Вчера мы сравнивали солдат красной и "белой" армий, а сегодня давайте отмотаем ещё сто лет и погрузимся в солдатский быт 1812 года. Поэтому закройте глаза и представьте, как вы стоите у костра французского бивуака где-нибудь под Смоленском, в нос ударит аромат жареных кофейных зерен (пока они еще есть) и дорогого табака. Но стоит ветру перемениться, и со стороны русских позиций донесет густой, тяжелый дух дегтя, которым смазаны сапоги, кислых щей и потной овчины. Прислушайтесь! Слышите? Это не только грохот пушек. Это скрип сотен телег, ржание истощенных лошадей и бесконечное «раз-два!» на десятках разных языков. Мы привыкли видеть эту войну на парадных полотнах, но давайте спустимся в грязь, к кострам, и посмотрим, чем отличался быт «агрессора» и «защитника». Французская армия — это прежде всего эстетика. Наполеон понимал: солдат должен выглядеть блестяще, чтобы чувствовать себя победителем. Рядовой пехотинец носил фрак из тонкого синего сукна. Звучит красиво? На деле это сукно мгнов
Оглавление

Вчера мы сравнивали солдат красной и "белой" армий, а сегодня давайте отмотаем ещё сто лет и погрузимся в солдатский быт 1812 года. Поэтому закройте глаза и представьте, как вы стоите у костра французского бивуака где-нибудь под Смоленском, в нос ударит аромат жареных кофейных зерен (пока они еще есть) и дорогого табака. Но стоит ветру перемениться, и со стороны русских позиций донесет густой, тяжелый дух дегтя, которым смазаны сапоги, кислых щей и потной овчины.

Прислушайтесь! Слышите? Это не только грохот пушек. Это скрип сотен телег, ржание истощенных лошадей и бесконечное «раз-два!» на десятках разных языков. Мы привыкли видеть эту войну на парадных полотнах, но давайте спустимся в грязь, к кострам, и посмотрим, чем отличался быт «агрессора» и «защитника».

Высокая мода против сурового прагматизма

Французская армия — это прежде всего эстетика. Наполеон понимал: солдат должен выглядеть блестяще, чтобы чувствовать себя победителем. Рядовой пехотинец носил фрак из тонкого синего сукна. Звучит красиво? На деле это сукно мгновенно промокало и сохло вечность.

Слева представлен парадный вариант.
Слева представлен парадный вариант.

Русский мундир был проще и грубее. Темно-зеленое сукно было таким плотным, что его почти невозможно было порвать. Но главным «секретным оружием» была шинель. Она спасала не только от холода, но учитывая, что русский солдат носил её на себе в скатку, то не каждый штыковой удар мог достичь своей цели из-за своеобразного бронежилета из ткани на груди бойца.

Ист. https://moskvichmag.ru/neizvestnyj-istoricheskij-muzej/rekrutskij-nabor-v-1812-godu-kak-snaryazhali-russkih-soldat-v-nachale-xix-veka/?ysclid=mlie31ohu256214301
Ист. https://moskvichmag.ru/neizvestnyj-istoricheskij-muzej/rekrutskij-nabor-v-1812-godu-kak-snaryazhali-russkih-soldat-v-nachale-xix-veka/?ysclid=mlie31ohu256214301

Что же касается штанов, то они отличались от современного представления, который рисует нам кинематограф, эти белые, словно лосины штаны, сидящие в облипку, на деле имели пузырь на заду, что бы была возможность беспрепятственно садиться и наклоняться. Это было характерно для обеих армий.

На ногах у рсусского солдата были сапоги, а французы предпочитали башмаки.

"Артель" против "ординера"

Самое разительное отличие крылось в тарелке. В армии Наполеона царил дух индивидуализма, именовалось это ординер. Солдату выдавали рацион (рис, муку, мясо, если повезет), и он сам решал, как это съесть.

В русской армии всё строилось вокруг артели. Это была маленькая ячейка общества из 10–15 человек. Они скидывались в «общий котел», покупали у маркитантов соль, овощи, крупу.

Меню для сравнения:

  • Француз: Пшеничный белый хлеб (быстро черствел и плесневел), порция вина или водки, кусочек сала.
  • Русский: Ржаные сухари (хранились годами!), гречневая каша с салом и легендарные щи.
«На бивуаках наши люди всегда вместе. Один несет котел, другой дрова, третий ищет воду. А француз сидит один, грызет свой сухарь и смотрит на соседа как волк», — писали в мемуарах русские офицеры.

Надо понимать, что централизованной поставки в армии тех времен не было и порой солдатам приходилось добывать еду самим, что-то покупалось, ну а что-то не столь честным путём. Да, грабёж был повсеместным явлением для обеих армий.

Баня против ванны

Здесь нас ждет самый большой контраст. Француз в начале похода — это человек с помадой для усов и пудрой (гвардейцы все еще питали слабость к эстетике XVIII века). Но мыться они не любили и бани уж тем более им были чужды. К сожалению нет достаточной информации, как обходились французы на пусской земле.

Русский народ тоже не блестал чистоплотностью, как бы не хотели нам об этом напомнить при любой возможности. Но тут на помощь приходила жёсткая дисциплина и указы свыше, например:

Приказ князя П. И. Багратиона от 3 апреля 1812 года, в котором ротным командирам предписывалось наблюдать за бытом солдат: чтобы нижние чины не ложились спать в одежде, чаще переменяли рубашки, где возможно, устраивали бани.

Пэтому если армии стояли на месте, первым делом строилась баня. Если бани не было, использовали... русскую печь в брошенных избах.

Как это работало? Выгребали золу, стелили солому. Солдат забирался внутрь слегка остывшей печи, брызгал водой на своды и парился в тесноте.

«Гражданин» против «Рекрута»

Французский «кодекс чести»

Наполеон привел в Россию армию, где рядовой официально считался таким же подданным императора, как и маршал. Это были отголоски Революции: «Свобода, равенство, братство». Во французских полках офицеру было строжайше запрещено поднимать руку на солдата. Ударить подчиненного? Прямая дорога на каторгу за бесчестие.

Дисциплина держалась на амбициях. Солдат верил, что в его ранце лежит маршальский жезл. Но за эту «свободу» платили дорого: если солдат осмеливался посягнуть на командира, его не пороли — его расстреливали без долгих разговоров.

Русская розга

В русской армии всё было прозаичнее. Солдат считался «недорослью», которого нужно наставлять. За нечищеную медь, оторванную пуговицу или нечеткий шаг нещадно пороли. Шпицрутены и розги были обыденным делом, как утренняя молитва.

Казалось бы, варварство? Но русские офицеры видели в этом своего рода «отцовскую» строгость.

Известный итог

Разница в быте определила финал. Наполеон привел в Россию армию, идеально заточенную под быстрые, красивые победы в Европе. Но она разбилась о русскую привычку выживать там, где «цивилизованный человек» опускает руки. Мы и сегодня такие: можем ворчать на сервис, но в критический момент достаем «артельный котел», объединяемся и топим печку. Это в ДНК.

____________________________________________________________________________________

Ставьте лайк, если понравилась статья. Оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал, будет еще много интересного!

Читайте так же:

Два мира — две судьбы: красные против белых, сравниваем фронтовой быт