Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Как научить читать и понимать или система работы с текстом ребенка с Аутизмом, УО и ЗПР.

Работа с текстом одно из наиболее важных направлений в коррекции сложных детей. К сожалению рекомендаций здесь совсем не так много, как специалистам и родителям хотелось бы. Основная проблема в система работы с текстом у детей со сложностями развития - это недопонимание прочитанного, невозможность ответить на вопросы по тексту. Так же в данной работе специалисты очень часто допускают грубые ошибки в коррекции и вместо того, чтобы дать ребёнку прогресс тормозят его развитие. Давайте сегодня разберём принципы работы с текстом и выявим основные направления коррекции данной области. Начнём с азов. Существуют две системы классической работы с текстом. Они практически идентичны. Первая - это классическая педагогическая модель, предназначенная для здоровых школьников в рамках онтогенеза. Вторая коррекционная, созданная системой нейродефектологии по коррекции различных форм афазии (нарушение на базе распада речи и мышления) у взрослых пациентов. К сожалению, сам основатель нейропсихологии А.Р

Работа с текстом одно из наиболее важных направлений в коррекции сложных детей. К сожалению рекомендаций здесь совсем не так много, как специалистам и родителям хотелось бы. Основная проблема в система работы с текстом у детей со сложностями развития - это недопонимание прочитанного, невозможность ответить на вопросы по тексту. Так же в данной работе специалисты очень часто допускают грубые ошибки в коррекции и вместо того, чтобы дать ребёнку прогресс тормозят его развитие. Давайте сегодня разберём принципы работы с текстом и выявим основные направления коррекции данной области.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Начнём с азов. Существуют две системы классической работы с текстом. Они практически идентичны. Первая - это классическая педагогическая модель, предназначенная для здоровых школьников в рамках онтогенеза. Вторая коррекционная, созданная системой нейродефектологии по коррекции различных форм афазии (нарушение на базе распада речи и мышления) у взрослых пациентов. К сожалению, сам основатель нейропсихологии А.Р. Лурия ориентировался на работу со взрослым от распада процесса понимания речи. И многие специалисты как клинические логопеды, так и клинические психологи до сих пор продолжают внедрять для своих пациентов именно данную модель. Стоит отметить, что чаще всего такие специалисты не дают прямой рекомендации для какой возрастной категории и при каком виде патологии мышления эту модель стоит применять, давая как - бы общий маршрут, на авось кому-нибудь подойдёт. Увы, но в разрезе детской коррекции, но подходит далеко не всегда и далеко не всем.

Итак как же выглядит данная система коррекционной работы с текстом. Ребёнку читаю небольшой текст. Например:

"На протяжении весны и лета медведь копит жир для долгой зимней спячки. Он животное всеядное и рыбу ловить умеет, и яблоками с дикой яблони с удовольствием лакомится, может и лягушку съесть. Берлогу он чаще всего роет не глубокую, в корнях деревьев, но такую чтобы навес - крышу сформировать, и зимой под ней от снега и ветра укрыться. Сладко проспит медведь в берлоге до самой весны, так и перезимует".

После прочтения у ребёнка или взрослого с нарушением спрашивают о ком данный текст. Тут обычно проблем не возникает. Обе категории прекрасно умеют выхватывать слова из потока. "О медведе"- ответит пациент. Дальше классическая дефектологическая модель в системе коррекции взрослых пациентов от распад речи и она же в системе обучения здоровых школьников в рамках онтогенеза попросит составить короткий пересказ прочитанного.

"Медведь готовится к зимней спячке". -Примерно в данном ключе мы получим ответ.

А теперь представьте ребёнка с эхолалией, с распадом мышления и речевой бессвязностью. Вы задаёте ему тот же вопрос и получаете полнейшую тишину в ответ. Вопрос вроде простой и логичный, и коррекционно верный, отработанный, почему наш ребёнок молчит? У него там УО, что с него взять, отмахнется специалист. Ну не тянет он такой уровень работы с текстом, рано ему еще, возможно никогда не возьмёт он данный материал. На самом деле в системе вот таких запросов и вот такой выстроенной работы действительно не возьмёт никогда.

А почему же наш ребенок молчит?

Тут можно выделить несколько аспектов:

1 Моторно - кинетический, общий смысл понял, но не знает как перефразировать его в короткий формат. Как ни странно очень многие специалисты не учитываю классическую модель системы патологии мышления. Достаточно большая группа нейроотличных детей испытывает огромную трудность в системе логической связки сцепки. Порой им проще рассказать текст наизусть, слово в слово чем разрезать или перефразировать его. Такие дети часто задерживаются в системе эмболизации речи, используют много словесных штампов, и стараются оперировать различными их сочетаниями. Подобное задание для них часто становится с родни недоступным полётом в космос.

А почему у взрослых это работает? Система распада выглядит прямо противоположно. У человека теряется семантический смысл некоторых слов, но за счёт сохранной связки-сцепки с общей логикой текста он вспоминает потерянный смысл на базе синонимичных значений не утраченных слов и может дать вот этот общий охват своими словами.

2 Вариант, потеря семантического смысла прочитанного. Наш ребенок в принципе недопонимает прочитанный текст. Не то что свести его воедино да еще и в формате перефразировки, он вообще не зафиксировался на прочитанном. Он лишь выцепил из текста отдельные слова и, в лучшем случае, построил к ним банальные и простые семантические связи.  (Рыба, яблоки и лягушка  - это еда. Медведь - это ест.) В худшем даже подобные связи не провёл. Слово медведь он уловил, но на этом вообщем - то и все. Теперь педагог даёт простой запрос: "Как медведь готовится к зиме"? Наш ребёнок бросается к тексту искать слово "готовится", но этого слова в тексте нет, есть намёк на семантический смысл, и наш ребёнок опять провисает. Самая большая проблема, что многие педагоги ставят вопрос так, что запрашиваемое слово присутствует в тексте, тогда наш ребёнок находит слово, связывает его с ближайшими словами и читает ответ. Может он сам создать, понять или отследить логику прочитанного? Однозначно нет! Но со стороны такой ответ кажется логичным и красивым, на деле это полнейшая фикция, не дающая мышлению никакого развития. А как надо было поступить? Вот он вопрос без поддержи словесного эквивалента в тексте. Читаем по предложению и вникаем в логику,что бы подготовиться к зиме медведь копит что?-Жир. Готовиться - это копить. Вот первая глагольная связка-сцепка. А копит он жир как? - Он ест и рыбу, и фрукты и лягушку. Копить жир - много есть. Вот вторая логическая сцеика-связка. А что ещё делает медведь, как еще он готовится? Ещё он роет берлогу, подготавливает жилище. Благоустраивать дом- вот еще связка сцепка с глаголом готовить. Как ни странно глагол - то один, а сколько в рамках него семантических значений, в банальном тексте. И сложному ребёнку нужно каждое это значение указать. А затем мы зададим абстрактный вопрос: "Как ты думаешь тепло будет медведю в берлоге зимой"? Опять же слова "тепло" в тексте нет, оно требует логической параллели суждения. Тепло это как? Тепло -это когда? Ребенок висит. Тогда даём запрос на оценку. Берлога это место где живёт медведь, значит она его дом. Берлога у медведя какая? Она с крышей, под которой можно от снега и ветра укрыться. Если от снега и ветра медведь спрячется тепло ему будет? -Да.

И вот разобрав в тонком ключе логику суждения, составив искусственную связку сцепку, теперь мы можем попросить ребёнка перефразировать текст. Медведь готовится к зиме, много кушает, а значит копит жир. Ещё он роет тёплый дом.

Ребёнок с аутизмом, ЗПР, УО с семантической дисфункцией понимания речи сможет собрать данный пересказ только после вот такого сложного семантического разбора и выходя от самой системы связки сцепки, отдельных слов, но уж никак не обращаясь к оставшимся до распад функции. У нашего ребёнка никогда не было полноценной речи и её понимания, ему этот механизм в первую очередь нужно создать.

Все мои курсы уроков направлены именно на вот эту семантическую связку-сцепку. От расширения объёма глаголов и признаков у малышей в 1 курсе, до логических цепочек с предлогами и семантикой фразы во втором, к сочетанию и обработки двух логических параллелей суждений в третьем курсе. Сейчас уже запущен 1 блок 1 курса, 1 блок 2 курса я планирую выпустить в марте.

В 1 курсе я постепенно вывожу детей на возможности понимать прочитанный текст. Во 2 уже даю тексты для семантической оценки и вопросы к ним. На данных текстах я не только тренирую семантику понимания и систему связки-сцепки, но и тренирую систему акустического удержания слышимого потока. Однако, акустикой речи можно заниматься только после постановки семантики, иначе в бездумном зазубривании не будет никакого смысла. И даже формируя акустику я стараюсь переводить ее в разрез пересказа своими словами близкого к семантическому значению текста.

Работая с текстом всегда обращайте внимание на следующие моменты. 1 Понимание прочитанного текста. Ребёнок с моторной патологией, скорее всего ответ по тексту всё-таки даст, но он будет крайне урезанный на уровне глагольного словаря. Либо ответит фразой из текста слово в слово. Здесь так же требуется семантическая связка-сцепка и перефразировка. Ребёнка данной группы есть смысл учить повторять урезанный ответ.

2 Ребёнок с семантическим нарушением понимания речи сможет лишь вылеплять слова из потока, он совершенно не понимает и не улавливает смысл прочитанного. Ни в коем случае вот эту возможность ловить слова ребёнку давать нельзя. Сначала выявляем уровень реального понимания, объем семантической сцепки и от обратного привязываем слово для сцепки с словом из текста скрепляя их семантический смысл. Так же здесь крайне важно учить ребёнка оценивать прочитанное и строить логические параллели простых суждений.

Важный момент работы с текстами у детей-это систма пересказа. Чем разнообразнее будет пересказ, чем больше в нем будет синонимичных значений слов и фраз, тем выше уровень логической связки-сцепки и уровень понимания прочитанного ребёнком.

Что, к большому сожалению, вижу чаще всего на практике. Многие специалисты не удосуживаются выстраивать работу на базе вот этих логических скреплений. Они просят детей искать ответ в тексте, именно со словесным запросом на выхватывания слов из потока. О построения логики суждения к прочитанному тут вообще речи не идёт. Это очень быстро даёт мыслительные откаты. Я часто наблюдала картину, когда после моей плотной работы ребёнок начинал строить суждения к тексту и отвечать на вопросы с логической цепочкой к абстрактной - внутренней речи. После перерыва в занятиях, даже незначительного в пару месяцев, я возвращалась к работе, а мой ученик снова потерял данную способность. В коррекционной школе его учили отвечать на вопросы по тексту фразой из текста. А искать написанное слово куда проще чем думать над услышанным и прочитанным, соответственно за невостребованностью, без нужного запроса на функцию мой ученик тут же начинал терять навык. Подбирайте верный маршрут коррекции, это очень важно!

БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА ПАТОЛОГИЙ МЫШЛЕНИЯ ЗДЕСЬ 👇

https://annapolyakovalogoped.ru/diagnostika

1 КУРС КОРРЕКЦИИ ЗДЕСЬ 👇 ( Напоминаю, что курс разбит на блоки и в 1 блоке 11 уроков!)

https://annapolyakovalogoped.ru/1-kurs-razvitie-ot-ponyatiya

Я в социальных сетях.

ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups

Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova

МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.