Делай, что должно. ч. 1
Мне почему-то казалось, что перед разводом сослуживцы будут донимать меня расспросами о вчерашних событиях, настроении, самочувствии и планах на будущее, однако кроме приветствий, дежурных слов о погоде и прочей ерунды, я ничего от них не услышал. В общем, всё как обычно. Даже начальник штаба, стоящий с мрачным видом поодаль в компании других заместителей, не удосужился «осчастливить» меня взглядом.
- Кажись, пронесло. – Проворчал Игорь. – Судя по морде лица, Кузьмин ничего не успел придумать. Короче, после развода никуда не уходи. Жди меня здесь. Отправлю людей, заберу у зампотыла ключи от квартиры, а ты руки в ноги и дуй на станцию. Если память мне не изменяет, автобус на Советск через час отправляется. Потом перерыв почти до двух.
- Может, всё-таки завтра? – Осторожно поинтересовался я. – Мало ли?
— Вот именно. Мало ли. Железо надо ковать, пока оно горячо. До завтра ещё дожить надо.
Я не успел ответить комбату, потому что из репродуктора донеслись позывные «Маяка» и всё пришло в движение: заместители трусцой припустили на правый фланг, шеренги выровнялись, Кузьмин поправил портупею и повернулся лицом к строю, а из дверей штаба вышел командир полка.
«Интересно, - думал я, глядя, как начштаба чеканит шаг навстречу подполковнику, - Игорь станет упираться, когда я уеду? С процентами надо же что-то делать? Ладно. Пусть сам решает. Вернусь – разберёмся. Может быть, что-нибудь дельное в голову придёт к тому времени».
Строй громогласно рявкнул: «Здрам-желам-тов-гвард-полкник!» и замер в ожидании распоряжений.
- Всё по плану? – Деловито поинтересовался командир полка. – Никаких «доворотов» сверху не поступало?
- Так точно, товарищ … ээ … полковник! – Прищёлкнул каблуками начштаба. – Никаких дополнительных распоряжений из дивизии не поступало.
«Ага! Слабо при командире против традиции переть? – Мысленно съехидничал я. – А заминку со званием, видать, не только я один заметил. Вон как командира передёрнуло. Так что не взыщите, товарищ подполковник! Один ноль не в вашу пользу».
- Ну вот и хорошо. – С одобрением кивнул комполка. – Как говорится: «Лучшая помощь от начальства — это когда оно не мешает». Раз у нас всё по плану, значит, цели понятны и задачи поставлены. Сегодня обойдёмся без прохождения. Не до парадов. Итоговая проверка на носу. Приступайте, товарищи офицеры. Личный состав в вашем полном распоряжении.
Командир полка ещё раз кивнул Кузьмину, дескать, занимайтесь, и не спеша направился к уазику. Казалось, беда миновала. Однако не тут-то было: метнув в нашу сторону угрюмый взгляд, начштаба подхватил командира под руку и что-то быстро зашептал на ухо.
- Приплыли! – Шумно выдохнул Игорь. – Сто процентов по твою душу. Отвернись. Не надо смотреть, а то мы как те бараны, которых на это… на заклание волокут. Короче, стой с умным видом, а я пока ротных озадачу.
«Будем живы — не помрём», - успел подумать я, и в этот момент донёсся сердитый голос командира полка гвардии подполковника Селихова.
- Не сегодня. – Довольно громко произнёс он. – У меня тоже есть план. Или ты забыл про совещание у нового начальника гарнизона?
Видимо, Кузьмин продолжал настаивать, поскольку через несколько секунд раздался начальственный вздох:
- Ну хорошо. Через десять минут жду у себя в кабинете. Только постарайся уложиться в полчаса. Меня предупредили, что Пуликовский терпеть не может, когда опаздывают. Не с руки мне с ним ссориться по пустякам. Не забудь пригласить замполита. Пусть Иван Иванович тоже поучаствует. Ему полезно. Кстати, почему его на разводе не было?
Наконец голоса начальников стихли. «Странно. – Подумалось мне. – Кузьмин не позвал. Почему? Посчитал ниже своего достоинства или думает, что я тупо за ним побреду, как тот баран, который на заклание? Да пошёл он! Пускай вызывает, как по уставу положено. Буквоед хренов. А я уйду к себе и займусь планированием. Всё равно ни о какой поездке сегодня речи быть не может. Тем более ключи у зампотыла».
- Не поедешь? – Понимающе взглянул Игорь.
- Неа. Настроение пропало, да и ясности пока нет.
- Вон твоя «ясность»! – Кивнул комбат в сторону штаба. – Посыльный за тобой бежит. Может, мне с тобой пойти? А что? Командир несёт полную ответственность за своих подчинённых.
Игорь, конечно, собирался меня поддержать, однако его благородный порыв вызвал во мне протест. Я вдруг почувствовал себя нашкодившим первоклашкой, которого обязали прибыть в школу с родителями.
— Это если подчинённый проштрафился. – Как можно спокойнее ответил я. - Или ты считаешь меня виноватым?
- Хватит дурака валять! – Завёлся было комбат, но тут же взял себя в руки. – Иди и не вздумай кобениться. Подумай о семье.
***
Едва переступив порог кабинета, я сразу понял, что командир не собирается устраивать показательную порку. И хотя он выглядел чрезвычайно строгим, в глазах то и дело мелькали смешинки. Другое дело - заместители, сидевшие напротив друг друга с одинаково мрачными лицами. «Ну, с начштаба всё понятно. – Подумалось мне. – Угрюмый, он и в Африке угрюмый. С чего вдруг Иван Иваныч помрачнел? Чувством юмора не обделён и вообще, по натуре мягкий. Скорее даже чересчур лёгкий. Наверное, от Кузьмина заразился».
- Присаживайся. – Подбородком указал командир полка на стул в торце стола. – Честно говоря, не ожидал от тебя подобной дурости. Что случилось, родной? Выделиться захотелось?
- Причём здесь выделиться? – Глупый вопрос сорвался сам по себе, и я снова почувствовал себя нашкодившим школьником.
- При том! – Отрезал командир. Он явно прочувствовал моё состояние и решил развить успех, чтобы завершить дело за пару минут. – Вопросы мобилизационной готовности это тебе не игрушки, капитан. За низкие показатели запросто можно неполное служебное схлопотать, а то и партбилета лишиться. Куда ты полез, спрашивается? Хочешь, чтобы полк на ближайших командно-штабных ученьях неуд схлопотал? Или считаешь, что мы с Виктором Алексеевичем виноваты в том, что денег на статье нет? Так я тебе больше скажу: в полку ни на одной статье нет средств. Посылать в командировку офицеров за их счёт совесть не позволяет. Потому что неизвестно, когда удастся оплатить. В общем, так, капитан! Каждый должен заниматься своим делом. На первый раз прощаю, но впредь советую быть умнее. Надеюсь, ты меня понял?
«Что делать? Покаяться, сказать спасибо за науку? Ну уж нет. Ищите себе другого барана на заклание. А если молча подняться и уйти, хлопнув дверью? Вообще несерьёзно. Реально, как обиженный мальчишка. Курам на смех. Выскажу, что думаю, и будь, что будет. Не поймут, начнут гнобить, дам понять, что пойду до конца». - Приняв решение, я совершенно успокоился и объявил, не пряча взгляда:
- Никак нет, товарищ полковник.
- Что, «никак нет»? – Непритворно изумился командир. – Это как «никак нет»? Ты случайно не заболел, капитан?
Я видел злорадную усмешку Кузнецова и растерянность на лице замполита полка. Я вполне отдавал себе отчёт о возможных последствиях, но мне было наплевать. В эту минуту я точно знал, что не имею права промолчать.
Продолжение следует.
Начало. https://dzen.ru/a/aTZxsYhg_lCirgUU
Предыдущая часть. https://dzen.ru/a/aYjk-R1LV1HG8skj
Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/