Найти в Дзене
Кладовая Монета

Загадка Мессершмитт Bf-109: истребитель Третьего Рейха на службе Израиля

Мы привыкли, что «Мессер» это главный истребитель Люфтваффе, символ блицкрига, машина, которая отбрасывала тень на наши советские города и села. Но мало кто знает, что он же - прародитель военно-воздушных сил Израиля. И нет, это не шутка! Быстренько предыстория. Во время Второй мировой чехословацкая промышленность пахала на Рейх как миленькая. Завод Avia в Праге клепал планеры для Bf-109, и в 1945 году должен был начать полноценное производство модификации G-14. Но дальше вы знаете, немцев выбили, случилась наша Победа, а вот станки, чертежи и даже запас готовых двигателей Daimler-Benz 605 остались. Чехи почесали затылки и решили: а чего добру пропадать, дело-то налаженное? Только «мессеры» выпускать как-то неловко после всего что произошло, давайте сделаем ребрендинг. и запустили производство по сути тех жеBf-109, но под изменённым названием Avia S-99 . И погнали! Только теперь с чехословацкими обозначениями вместо идентификационных знаков Люфтваффе. Но тут в дело вмешалась госпожа Н

Мы привыкли, что «Мессер» это главный истребитель Люфтваффе, символ блицкрига, машина, которая отбрасывала тень на наши советские города и села. Но мало кто знает, что он же - прародитель военно-воздушных сил Израиля. И нет, это не шутка!

Быстренько предыстория. Во время Второй мировой чехословацкая промышленность пахала на Рейх как миленькая. Завод Avia в Праге клепал планеры для Bf-109, и в 1945 году должен был начать полноценное производство модификации G-14. Но дальше вы знаете, немцев выбили, случилась наша Победа, а вот станки, чертежи и даже запас готовых двигателей Daimler-Benz 605 остались.

Чехи почесали затылки и решили: а чего добру пропадать, дело-то налаженное? Только «мессеры» выпускать как-то неловко после всего что произошло, давайте сделаем ребрендинг. и запустили производство по сути тех жеBf-109, но под изменённым названием Avia S-99 . И погнали! Только теперь с чехословацкими обозначениями вместо идентификационных знаков Люфтваффе.

Но тут в дело вмешалась госпожа Неудача. Пожар уничтожил склад с единственным запасом немецких двигателей. Планы - буквально и фигурально - сгорели.

И вот представьте ситуацию. У вас на заводе стоят десятки готовых планеров истребителя. Человеко-часов в них вложено - на приличный кооператив хватит. Но внезапно исчезли все движки. Что делать? Списать на металлолом?

Как вдруг кто-то умный вспомнил, что на соседнем складе пылятся двигатели Jumo 211F от бомбардировщика Heinkel 111. Тоже 12-цилиндровый, тоже V-образный, тоже жидкостного охлаждения. По размерам - почти как родной. Почему бы не попробовать?

Так родился Avia S-199. Франкенштейн чехословацкого авиапрома.

Мотор от бомбера на истребителе - что могло пойти не так?

Всё. Всё могло пойти не так. И пошло.

Двигатель Jumo был тяжелее родного. И выдавал гораздо меньшую мощность, чем Daimler-Benz. Но главная проблема даже не это. Главная проблема - винт. Огромный пропеллер VS11, рассчитанный на подъём среднего бомбардировщика, создавал такой крутящий момент, что лёгкий истребительный планер буквально "вело" в сторону.

На взлёте самолёт резко уводило влево. Иногда - полностью выносило с полосы. На посадке он клевал носом так, что перепуганные пилоты молились всем богам сразу. А в воздухе на малых скоростях управлялся как корова на льду.

Из-за нового мотора пришлось убрать пушку, которая стреляла через втулку винта - фирменную фишку "сто девятого", к слову. Вместо неё повесили две 20-мм MG 151/20 в подкрыльевых гондолах. По 120 снарядов на ствол. Носовые 13-мм пулемёты оставили - и зря. Но об этом напишу ниже отдельно.

А пока что чехословацкие героические пилоты-испытатели быстро окрестили это чудо техники "мулом". За упрямство и норовистость. Или за то что скрестили бульдога с носорогом… Признали, что самолёт безопасен только в одном состоянии - когда стоит неподвижно в ангаре.

Тем не менее S-199 поставили на вооружение. Как вы понимаете, не от хорошей жизни, закрыть дырки в штатном расписании. И когда в начале 1948-го начали поступать советские машины, чехи вздохнули с облегчением и списали "мулов" в резерв. Или на экспорт. Куда подальше. Хотя кому нужен такой подарок? Ах, да...

1948-й. Израиль на краю пропасти

А теперь перенесёмся на Ближний Восток. В мае 48-го года. Давид Бен-Гурион провозглашает независимость Израиля. На следующий день армии пяти арабских государств переходят границы.

Египет, Иордания, Сирия, Ирак, Ливан - против новорождённой страны с населением в 600 000 человек. У арабов - регулярные армии, танки, артиллерия, авиация. У Израиля - разношёрстные отряды, лёгкое стрелковое оружие и ни одного боевого истребителя.

Ни одного.

Сочувствия от великих держав ждать не приходилось. Госдепартамент США жёстко исполнял акт о нейтралитете - никаких поставок оружия воюющим сторонам. А вот Британия спокойно вооружала и обучала арабские армии. Египетские ВВС летали на Спитфаерах. Тех самых.

Сбитый египетский "Спитфаер"
Сбитый египетский "Спитфаер"

А бомбардировки начались прям сразу, в первый день. Египетские самолёты отработали по Тель-Авиву. И что делать-то?

Сделка от безысходности

И тут Израиль вышел на чехословаков. Сёма, я слышал у вас соль ненужная, так я заберу? Ба, да у вас еще есть и эти странные самолёты. И их тоже. Ах, надо платить? Что же, мы таки купим.

Переговоры шли тяжело. Некоторые израильские командиры не горели желанием брать сомнительный "почти-Мессершмитт" с дурной репутацией. Да ещё и за такие деньги.

Кстати, о деньгах. По некоторым источникам, ценник дохоил до 190 тысяч баксов за штуку со снаряженным боекомплектом. В 1948-м году! Для сравнения - излишки P-51 Mustang, P-47 Thunderbolt и даже тех же Spitfire на рынке шли гораздо дешевле.

Но выбора не было. Бен-Гурион лично продавил сделку. Заказали 25 самолётов. Первая партия - 10 машин за 1,8 миллиона долларов. Включая боеприпасы, оборудование и доставку.

В Чехословакию отправилась группа добровольцев - израильтяне и несколько иностранцев. Учиться летать на "муле".

Первый полёт - и сразу в ограду

Первым сел за штурвал Лу Ленарт, бывший пилот морской пехоты США. Человек с боевым опытом, матёрый лётчик.

-3

И что вы думаете? На взлёте самолёт так рванул вбок, что Ленарта как пинком вынесло с полосы. Он пронёсся между двумя ангарами как нашкодивший кот, чуть не врезался в сетчатый забор - и только каким-то чудом заставил машину "перепрыгнуть" через ограждение. Набрал скорость, взлетел, вернулся на аэродром целым. Штаны только пришлось стирать.

Количество ругани, которое сопровождало этот вылет, история деликатно умалчивает. Но догадаться несложно.

А пока пилоты учились справляться с норовистой машиной, из Израиля шли новости одна хуже другой - бомбардировки продолжаются, положение критическое. Группа потребовала немедленной отправки. Обучение не закончено? Плевать. Вернёмся и будем учиться в бою, всем выдадим по три комплекта сменки.

Самолёты быстро разобрали и погрузили на транспортные C-54 Skymaster. Доставили в Израиль.

101-я эскадрилья. Рождение легенды

По прибытии машины свели в 101-ю эскадрилью - первую истребительную эскадрилью ВВС Израиля. Собрали наспех. Без облётных испытаний. Без проверки вооружения. С пилотами, обученными наполовину. Радиосвязь толком не работала.

И - в бой.

Первые миссии обернулись вполне логичными неудачами. Один самолёт сбили. Второй - разрушил шасси при посадке из-за того самого разворота на земле. В следующем вылете ещё один потеряли от зенитного огня. У двух машин заклинило крыльевые пушки после нескольких выстрелов. Ой-вей, кажется сделка не очень...

Пилоты дали S-199 новое прозвище - "Нож". Не за боевую эффективность. За то, что он валил своих не хуже, чем чужих.

-4

А когда эскадрилья перебазировалась на аэродром с грунтовой полосой, аварии участились настолько, что наземные команды завели специальные длинные шесты - переворачивать опрокинувшиеся истребители обратно. Ну это как должность по переворачиванию упавших панд в зоопарке, только тут «мессеры».

А потом выяснилось кое-что похуже.

В июле 1948 года два самолёта исчезли без следа. Первый пилотировал Боб Викман, второй - южноафриканец Лайонел Блаш. Просто вылетели - и не вернулись.

На следующий день их соотечественник Сид Коэн отправился на поиски. Это был его первый боевой вылет на S-199 - представьте себе уровень храбрости. В полёте он решил проверить вооружение, нажал гашетку носовых пулемётов - и тут же почувствовал странную вибрацию.

Коэн немедленно развернулся и сел. После осмотра выяснилось: синхронизатор работал неправильно. Пули прошли через собственный винт. Оп-па. Чудом лопасти не разлетелись.

Тогда поняли, что случилось с Викманом и Блашем. Они банально отстрелили себе винты в бою.

-5

Всё потому, что широкий пропеллер от бомбардировщика плохо "дружил" с синхронизатором, настроенным под другой винт. После этого большинство пилотов просто перестали пользоваться носовыми пулемётами. Оставались только крыльевые пушки — которые. Кстат, тоже заклинивали через раз.

Победы вопреки здравому смыслу

Но даже на этом летающем приговоре люди умудрялись побеждать.

Моди Аллен на единственном исправном самолёте - остальные были разбиты, сломаны или непригодны - перехватил два египетских C-47, переоборудованных в бомбардировщики. Оба сбил. Первые воздушные победы израильских ВВС.

Гидеон Лихтман вышел против группы египетских Spitfire, имея меньше часа налёта на S-199. Он даже не знал, как взводится вооружение - нащупал нужный тумблер уже в воздухе. Открыл огонь. Один Spitfire рухнул в пустыню.

Эзер Вайсман - будущий командующий ВВС Израиля, а позже президент страны - тоже начинал на "Ноже". Штурмовки, боевые патрули. Выжил.

К концу войны за независимость на счету S-199 было 7 воздушных побед и множество ударов по наземным целям - колоннам, аэродромам, позициям. Немного? Может быть. Но эти вылеты дали израильтянам главное - время.

Значение Мессершмита "Мула"

А что арабы, кстати? А они не ожидали, что у Израиля появятся настоящие истребители. Первые же атаки по египетским войскам заморозили крупное наступление на месте. Противник остановился, начал оглядываться. Это дало передышку.

Потом в Израиль стали поступать и другие самолёты - в том числе те самые Spitfire, гораздо более надёжные. S-199 постепенно списали и перекрестились. Или что там положено на Востоке. Но именно этот «Мессершмит» вошёл в историю как самолёт-основатель.

Немецкий истребитель с чешской сборкой и бомбардировочным мотором. Машина, которую не любили собственные пилоты.

-6

Сегодня три экземпляра S-199 сохранились в музеях. Два - в Праге. Один - в музее ВВС Израиля. Стоит там рядом с современными F-15 и F-16. Напоминание о том, с чего всё начиналось.

Надеюсь, вам было интересно! Если так, то ставьте лайк, делайте репост друзьям, — поддержите автора, и подписывайтесь на канал, у меня еще много познавательных историй!