Автор - Александр Иваненко
По документам украинских националистов. Все события и фамилии подлинные.
Автор сердечно благодарит Игоря Васильевича и Виктора Валерьевича, благодаря которым стал возможен выход этой статьи.
Автор цикла "Волки и волкодавы" давно уже интересовался вопросом фотосессий боевиков УПА. Тему эту предложил для изучения постоянный читатель цикла Tromb, за что ему автор бесконечно благодарен, ибо до этого никто из исследователей не останавливался на этом моменте истории. Сегодня мы рассмотрим весьма необычный источник - украинский календарь 2019 года, посвященный фотографам УПА. Начнем с обложки -
На ней мы видим группу террористов УПА в советской форме и наградами. Форма эта снята с убитых фронтовиков Красной Армии и бойцов Внутренних войск, и многократно использовалась упивцами для совершения диверсионно - террористических актов и ведения разведки. Из мемуаров генерал - лейтенанта Козлова "Тревожная служба"
"Левша» (главарь банды УПА - авт.) переодевал своих головорезов то в форму кавалеристов Советской Армии, то работников милиции. А однажды напялил на часть своей своры форму воинов внутренних войск и послал их в село, в котором остановилось на дневку одно наше подразделение («Левша» об этом не знал). Бойцы стали искать среди прибывших земляков, закурили. Наш офицер не проверил документы у «командира», допустив тем самым преступную халатность, которая могла стоить жизни нашим солдатам."
Но вернемся к теме фотографов. Первый вариант - хлопчик Ярослав Грабовецкий, проживавший в Печенежине. Связанный с оуновским подпольем, он на протяжении четырех лет, с 1946 по 1950 гг. проводил фотосессии для боевиков. Когда в начале 50 - х им стали интересоваться чекисты, Ярослав уехал из родных мест и связь с УПА прекратил. О его тайных фотосъемках знала только родная сестра Наталья Горецкая. Показательно, что после 1991 года и до своей смерти в 2013 году, Ярослав никому не рассказывал про свои увлечения юности. Возможно с возрастом произошла переоценка прежних ценностей и борцы за самостийность уже не имели в его глазах прежнего романтического ореола. Известно еще, что перед отъездом, он закопал в саду свои негативы, и потом найти их не сумел. Или не захотел.
Другой фотограф - Михаил Гарух. Фотографировал упивцев во Львовской области. Был взят чекистами с поличным и получил вместе с женой 10 лет лагерей, плюс пять лет поражения в правах. Хотя по справедливости, органы должны были ему выдать благодарственную грамоту за шикарную доказательную базу - за лица террористов, плюс за железобетонные доказательства их подрывной деятельности. После амнистии пан Михаил вернулся во Львов, немного поработал дворником, а потом... устроился фотографом в научно - исследовательский институт аграрного профиля, в коем и проработал спокойно до самой смерти. Естественно успел заработать советскую пенсию, ну а почему нет? Типичная судьба амнистированного националиста - у автора цикла уже целый набор подобных судеб.
Следующий сюжет вполне годится для кино - хотя покажи кому такой сюжет - все дружно скажут про то, что сценарист перебрал с веществами. Итак, Дмитро Шовгенюк, уроженец Надвирнянского района нынешней Ивано - Франковской области Украины. Была у 17 - летнего хлопца мечта фотографировать - да вот беда, раздобытый им где то фотоаппарат сосед отобрал. Узнали про его беду местные боевики УПА и пообещали помочь. Через какое то время связной принес ему королевский подарок - "Фотокор-1" с набором 12 кассет. Взамен малость - постоянно фотографировать местный террористический актив с соответствующими последствиями в случае разоблачения. Дмитро систематически снимал упивцев в течение трех лет, в том числе и знаменитого Луку Гринишака - "Довбуша" о котором автор цикла уже писал.
Спустя какое то время сотрудники МГБ стали им интересоваться и Дмитро не стал искушать судьбу - закопал просмоленный пакет с негативами в тайном месте и в 1951 г. добровольно уехал на Донбасс работать на шахте. В 1956 г. во время "оттепели" вернулся и откопал захоронку. Часть негативов была испорчена, но двадцать штук сохранились и стали бесценными историческими источниками, без иронии. Своего дела Дмитро не стеснялся, напротив с гордостью подарил свой "Фотокор-1" местному историческому музею.
Еще один фотограф не может не вызывать удивления. Дмитро Витощук, псевдо "Диброва", из села Красник, Верховинского района Ивано - Франковской области, был не много, не мало...сотрудником Службы Безпеки. Как известно, эсбисты моментально карали простых упивцев за любые нарушения секретности, но сам Витощук преспокойно снимал как и личный состав отрядов УПА и своих побратимов по контрразведке. Марка его фотоаппарата точно не установлена, но украинские источники предполагают, что это была модель немецкой фирмы Zeiss Ikon Nettar. В 1951 г. чекисты Витощука застрелили, но себя он увековечить успел.
Про судьбу еще одного фотографа многим читателям цикла читать будет неприятно, но из песни слов не выкинешь. Дмитро Билейчук из села Воскресинцы, рядом с Коломией. Осенью 1944 г. был мобилизован в ряды Красной Армии, был пулеметчиком, принимал участие в боях за Будапешт, был тяжело ранен. За мужество и отвагу награжден орденом Красной Звезды. Информация о награждении подтверждается на "Памяти народа". Вернулся домой, занимался фотографированием, прожил уважаемым ветераном и похоронен с почестями в 1987 году. А в 2001 году на месте давно покинутой хаты в 2001 году были найдены его фотоснимки боевиков УПА, ныне известные как "Воскресинский фотоархив УПА". Более того, все фотосюжеты были тщательно датированы, в чем их особая историческая ценность. Все фотографии сделаны в 1946 - 1947 годах.
Что сказать по этому поводу? Родовое село Билейчука было одним из центров национализма - достаточно сказать, что здесь родился Евген Побигущий - командир широко известного "Роланда", а впоследствии штурмбаннфюрер в дивизии СС "Галичина". Если Билейчук был бы настроен против Советской власти - он бы завербовался в эсэсовцы или ушел в лес, как вариант - дезертировал или перебежал бы к немцам на передовой. Но придя с фронта, он очевидно получил приглашение от ночных гостей фотографировать их собрания - с соответствующими угрозами для него самого и семьи в случае выдачи информации "совитам". Лесные слов на ветер не бросали - вырезали "зрадников" целыми семьями и возможно фронтовик опасался за жизнь своих близких. Также, возможно в местных отрядах УПА были его родственники или знакомые - это для Западной Украины была типичная ситуация.
Ну и завершает наш рассказ старый знакомец - личный телохранитель Шухевича, он же советский врач Любомир Полюга, псевдо "Богдан". Про него и его супругу в цикле была целая статья. Вкратце: советский студент Львовского мединститута Любомир Полюга активно сотрудничал с ОУН - УПА, был захвачен в перестрелке и отправлен в лагерь в Коми, рядом с поселком Инта. Дальше прекрасное - работая на шахте, сумел тайно добыть фотоаппарат и стал фотографировать прямо на территории лагеря, прямо под носом у кровавой гебни. Чуточку не совпадает с привычным образом ГУЛАГа, не правда ли? Также в лагере фотографировал и будущую супругу. Мило. Затем было спецпоселение, где Любомир снимал не только живых, но и могилы лагерного кладбища. Советский тоталитаризм ответил на это так: супруги Полюги были освобождены, реабилитированы, и получили высшее медицинское образование в Семипалатинске. А затем спокойно работали до старости в Цюрупинске (ныне Алешки) Херсонской области.
Подводя итог: мы видим, что фотографировали боевиков УПА люди с очень разными судьбами. Мы видим, что это фотографирование было массовой инициативой самих бандеровцев. Мы видим, что эти фотосессии длились годами, несмотря на очень большой риск "засветиться" и нарушение всех правил конспирации. Но у автора цикла до сих пор нет точного документального ответа - почему упивцы массово организовали для себя фотосьемки. Любые гипотезы в данном случае неуместны и поэтому исследование тайны фотографий УПА продолжается.
Цикл Волки и волкодавы - все статьи
Работа над созданием таких статей требует многочасовой работы с документами, в том числе на украинском и польском языках, это весьма затратный труд в свободное от основной работы время, по ночам. Поэтому желающие поддержать проект "Волки и волкодавы" могут оставить свой комментарий к статье, а также перевести пожертвование автору на карту - 2202 2011 4078 5110. Следующая статья цикла выйдет, когда накопится 3000. Мир Вашему дому, уважаемые читатели