Автор - Александр Иваненко
По документам украинских националистов. Все события и фамилии подлинные.
Автор благодарит меценатов Ивана Сергеевича и Сергея Владимировича благодаря которым вышла эта статья
Встраивание украинских националистов в социум СССР - это неисчерпаемая тема. Учителя, врачи, модельер - про всех этих советских тружеников, получивших путевку в жизнь через ОУН - УПА в этом цикле уже писалось. Сегодня рассмотрим еще три поразительных биографии. Начнем с Богдана Пришлякевича. Родился в 1921 году, в интеллигентной семье - отец инженер, мать - актриса. Получил неплохое образование - успешно закончил Львовскую академическую гимназию. С 14 лет стал скаутом в подпольной скаутской организации "Пласт" в составе знаменитого куреня Лісові Чорти ("Лесные черти").
Курень был кузницей кадров националистического движения - достаточно сказать что в нем воспитывался сам Роман Шухевич - будущий главарь УПА.
"Черти" закалялись в лесных походах и ночевках, где дружно спивали : "Прапор червоно-чорний — це наше все добро, червоне — це кохання, а чорне — пекла дно…" ("Флаг красно-черный - это наше все добро, красное — это любовь, а черное-адское дно…" - перевод автора). Курень существует и активно действует на Украине до сих пор.
После такого воспитания Богдан вступил в ОУН, а уже в 1939 году принял участие в "Карпатской Сечи" - организации украинских националистов в Закарпатье. Вопреки распространенным мифам, закарпатские русины не были поголовно русофилами, там имелась и влиятельная группировка "украинофилов" во главе с Августином Волошином. Волошин попытался захватить власть, пользуясь крахом чехословацкой государственности. В своей деятельности он опирался на "Карпатскую сечь". Мировоззрение сечевиков четко выразил начальник штаба "Карпатской сечи" Михаил Колодзинский:
"Большевизм — це тільки форма уряду й може змінитися. Але московський дух так довго загрожуватиме нам на Сході Свропи, як довго хоч один москаль залишиться живим." (Большевизм
- это только форма правительства и может измениться. Но московский дух будет так долго угрожать нам на востоке Европы, как долго хоть один москаль останется живым.) "Колодзінський М. Ф. Українська воєнна доктрина Изд-во: «Основа»; Киев, 2019. стр. 50
Это по отношению к русскому народу и к России. А следующие строчки выражают отношение к евреям:
"Безперечно, що гнів украінського народу до жидів с особливо страшний. Ми не маемо потреби цей гнів гамувати, противно — збільшувати, 6o чим більше згине жидів під час повстання, тим буде краще для Украінськоі Держави, бо жиди будуть одинокою меншиною, яку не сміемо охопити нашою денаціоналізаційною політикою. Bci інші меншини, які вийдуть живими з повстання, будемо денаціоналізувати." (Безусловно, что гнев украинского народа к евреям будет особенно страшен. Мы не станем этот гнев подавлять, наоборот — увеличивать, потому что чем больше погибнет евреев во время восстания, тем лучше будет для Украинского Государства, потому что евреи будут единственным меньшинством, которое не смеем охватить нашей денационализационой политикой. Все другие меньшинства, которые выйдут живыми из восстания, будем денационализировать.) - "Колодзінський М. Ф. Українська воєнна доктрина Изд-во: «Основа»; Киев, 2019. стр. 187
Комсостав в "Сечи" был в основном из галичан, тот же Шухевич начал в ней свою карьеру. Однако в регулярную войну против венгров, решивших оторвать себе Закарпатье, сечевики не смогли. Сам Колодзинский был расстрелян мадьярами, а его подчиненные разошлись кто куда. Богдан перешел словацкую границу и затем оказался в Германии. Дальше была Дружина Украинских националистов и служба в "Нахтигале" - подразделении абвера "Бранденбург 800." Вместе с другими "соловьями" Богдан вошел во Львов летом 1941 года.
Когда Нахтигаль был преобразован в 201-й шуцманшафт, Богдана в его рядах не оказалось. Согласно украинским источникам, он проходил обучение на неких курсах ОУН в Чехии и потом занимался пропагандой в Закерзонье. О какой то борьбе с гитлеровцами не сообщается. Уже в 1947 г. при переходе на территорию Советской Украины, он был арестован. Подробностей захвата не приводится. Судом Богдан был приговорен к смертной казни, замененной на 25 лет. Дальше ГУЛАГ, где Пришлякевич мотал срок до амнистии и вышел на свободу в 1958 году. Кстати играл на Колыме на музыкальных инструментах, как выясняется по фото. А дальше..
А дальше он как ни в чем не бывало приезжает во Львов. Несмотря на официальный запрет участникам ОУН - УПА возвращаться на Западную Украину. И дальше работает, предположите читатели кем.....дворником? Нет конечно. Грузчиком? Да нет же. Мусорщиком? ни в коем случае. Сделайте выдох и приготовьтесь. Готовы? Теперь читаем украинский источник: "У 1958 році потрапив під амністію і повертається до Львова, працює інженером-конструктором у Львівської політехніцi." ("В 1958 году попал под амнистию и возвращается во Львов, работает инженером-конструктором во Львовской политехнике.) Имеется в виду Львовский политехнический институт, ныне Национальный университет «Львовская политехника». Там он и работал до пенсии. Неплохая карьера для бывшего оуновца, абверовца и отсидевшего.
Некоторые могут возразить, мол не может быть, ему же диплом нужен был советский, чтоб в ВУЗе работать. Не беспокойтесь, Советская власть решила эту проблему. Вот пример Ивана Лукьяновича Прошака, псевдо "Олег" - пропагандиста ОУН в отряде УПА. В 1945 году в бою с ВВ НКВД, он был ранен и попал в плен. Был отправлен в ГУЛАГ на Воркуту где...работал бухгалтером и занимался антисоветской агитацией. (З 13 квітня 1949 року по 1953 рік працював у 6-му таборовому відділі бухгалтером розрахункового відділу, де активно виступав проти радянської влади.)
В ответ советский тоталитаризм освободил Ивана Лукьяновича и отправил его не на тот свет, а получать среднее специальное и высшее образование. "Далі Іван Лук’янович навчався спочатку в гірничному технікумі, а згодом – у Воркутській філії Ленінградського гірничного інституту імені Плеханова, де отримав освіту інженера-економіста." ("Далее Иван Лукьянович учился сначала в горном техникуме, а затем – в Воркутском филиале Ленинградского горного института имени Плеханова, где получил образование инженера-экономиста."). А затем еще и трудоустроил новоиспеченного советского инженера: "Працював потім диспетчером комбінату «Воркутауголь»." Мало того, он там еще и в профсоюзе рулил: "Був обраний у часи «відлиги» Хрущова головою профспілки в шахті".
В 1982 году Иван Лукьянович с семьей спокойно переезжает в Коломыю. И никакой КГБ не встал у него на пути. Такая вот жертва советского тоталитаризма - увезли в ГУЛАГ москали его одного, а вернулся обратно бывший террорист с семьей, высшим образованием, стажем и "северной" пенсией.
Но что мы все про скучных инженеров, давайте поговорим про спорт. Вот у нас некий Эдуард Урсаки. Родился в 1915 г. на Лемковщине, а в шестилетнем возрасте переехал с родителями в город Станислав (ныне Ивано - Франковск). Тоже с юных лет в "Пласте". Одновременно с учебой в гимназии, всерьез занялся футболом. Сначала играл за местную команду, но затем смог попасть в сильнейший клуб станиславского воеводства "Пролом". В его составе провел четыре сезона, играя на позиции левого полусреднего нападающего.
После прихода Советской власти Эдуард работал тихо - мирно на должности счетовода на Станиславском кожзаводе. Но счетовод это скучно, а вот при строгих немецких господах молодой спортсмен смог стать "электриком" в дивизии СС Галичина.
Умение бегать Эдуарду пригодилось - после битвы под Бродами он смог убежать в родные места. Там его нашла кровавая гебня и отправила в Воркуту, приговорив к 15 годам. Воображение рисует молодого ария, превращенного злыми нквдистами в ходячий скелет. Но судя по украинским источникам все было чуточку иначе: "Під час відбуття покарання в одному зі сталінських таборiв Воркути Едвард Урсакі організував на шахті футбольну команду з ув’язнених." ("Во время отбытия наказания в одном из сталинских лагерей Воркуты Эдвард Урсаки организовал на шахте футбольную команду из заключенных.")
Читатели, вы хоть в одном из мемуаров про ГУЛАГ читали про зеков играющих в футбол? А могли себе представить такое - неважно сторонник вы Советской власти или противник? Вот и автор не мог. "А сейчас эсэсовец в нападении обходит троих оуновцев - защитников и ГООЛ!". Бред же. Но оказывается что нет. СССР - страна возможностей.
Уже в 1955 году Эдуард вернулся на родину. Без работы тоже не остался. "Надалі в рідному місті трудився в міськхарчторзі та на Приладобудівному заводі." (В дальнейшем в родном городе трудился в горхарчторге и на приборостроительном заводе.) И любимое хобби не бросил, воспитывал подрастающую смену - "Після амністії та повернення в рідний край був футбольним наставником аматорських колективів краю." (После амнистии и возвращения в родной край был футбольным наставником любительских коллективов края.)
Что было дальше? Советский тоталитаризм так мучил всех троих, что они смогли дожить до преклонных лет. Прошак до 77 -умер в 1999-м, Урсаки до 84 лет - умер в 2000-м, а Пришлякевич вообще дожил до 90 лет и скончался в 2012 г. И это не исключение, это правило среди отсидевших в ГУЛАГе украинских националистов. Такие дела.
Цикл Волки и волкодавы - все статьи
Работа над созданием таких статей требует многочасовой работы с документами, в том числе на украинском языке, это весьма затратный труд в свободное от основной работы время, по ночам. Поэтому желающие поддержать проект "Волки и волкодавы" могут оставить свой комментарий к статье, а также перевести пожертвование автору на карту - 2202 2011 4078 5110. Следующая статья цикла выйдет, когда накопится 3000. Мир Вашему дому, уважаемые читатели.
Каналы, на которые стоит подписаться!
Заходите в наш Телеграмм!