Автор - Александр Иваненко
По документам украинских националистов. Все события, подразделения и фамилии подлинные
Автор продолжает исследовать судьбы боевиков УПА, отсидевших в ГУЛАГе. И каждый раз его ждут удивительные открытия. А вместе с ним и читателей. Бандеровцы, ставшие после ГУЛАГа советскими учителями уже были неоднократно. Теперь поговорим про советских врачей. Итак.... Жил да был в городе Львове файный хлопец Любомир Полюга. Родился он в 1925 году и проживал он на улице Лесной, дом 18. Родители Полюги были интеллигентами - националистами. Отец работал в Просвите, мать из рода Давидовичей, преподавала в школе для бедных детей. Семья была верующей - и юного Любомира курировал сам Андрей Шептицкий - крестный отец украинского национализма в Галиции.
Юноша был неглуп - поступил в Львовскую академическую гимназию, которую закончил уже в 1943 году во время немецкой оккупации. В 1942 году вступил в Юнацтво ОУН. Каких либо сведений о борьбе с гитлеровцами биографы Полюги как и он сам, не приводят. Вместо этого 18 - летний националист поступает в Львовский мединститут, где успел отучиться три триместра.
Идиллию прервала Красная Армия, от которой семья Полюг пыталась сбежать, но фронт продвигался быстрее. Уже в Карпатах Любомира впервые арестовал зловещий СМЕРШ и тут же....выпустил. Советские контрразведчики дали ему возможность дальше учиться на медика в родном Львове. Родня также не пострадала.
Полюга немедленно отблагодарил Советскую власть - организовал в доме родителей конспиративную "хату" для связных Провода ОУН. Продолжая быть примерным советским студентом Львовского мединститута, переправлял в лес боевикам дефицитные медикаменты и хирургические инструменты, чтобы те дальше могли заниматься террором. При этом хлопец обладал недюжинными артистичными способностями - чтобы получить вакцину против тифа у доцента Института микробиологии поляка Мосинга, выдавал себя за аковца. Еще одним важным заданием была добыча документов для легализации. Любомир сумел найти выход на замначальника паспортного стола, дать ему взятку, чтобы получить паспорт "для брата, приехавшего из Польши". Ну а забирать документ он пришел не один, а с двумя боевиками. Достав автоматы из под плащей, они быстро убедили взяточника регулярно снабжать их необходимой документацией.
Все это время к нему присматривалась Служба Безпеки. Наконец друже "Богдан" (псевдо Полюги) получает задание - сопроводить в мединститут на осмотр и лечение типа неприглядной внешности - в мятых брюках, нечищенных сапогах, с многодневной щетиной, в рабочей кепке. Процедуры провел доцент мединститута доктор Лотович, тоже состоявший в ячейке ОУН. Но только спустя несколько дней Любомир узнал, что убогий с виду тип - это сам Роман Шухевич.
После этого прилежный советский студент становится личным телохранителем главаря УПА. Занимался подбором конспиративных квартир, где проживал с фиктивной женой - личной связной Шухевича Ольгой Илькив. В 1946 -м году был вторично арестован органами госбезопасности, но умудрился сбежать и перешел на нелегальное положение. 22 сентября 1947 года проводив Шухевича в Рогатинский лес, на обратном пути Полюга нарвался на засаду МГБ. После перестрелки, раненый захвачен чекистами. Дальше следуют обычные рассказы про пытки и истязания. Приговорен к 10 годам наказания, которые отбывал в Инте Коми АССР .
Через год были отправлены в ГУЛАГ родители Любомира и сестра. Вот она, злобная советская месть невинным, скажет иной читатель. И ошибется, потому что вся родня была связана с УПА. К примеру младшая сестра Ярослава Полюга по примеру брата училась в Львовском мединституте и помогала бандеровцам. При этом ее чекисты в 1948 году арестовали, но ...отпустили за недостатком доказательств. Ярославе это впрок не пошло и она продолжила деятельность в националистическом подполье. "навчалася у Львівському медінституті, тоді ж співпрацювала з ОУН."
Только в 1949 году ее арестовали и отправили на спецпоселение в Якутскую АССР. И там...она устроилась работать лаборанткой в больнице поселка Алдан. И смогла закончить 5-й курс мединститута в Иркутске. Это не выдумки автора - "Ярославі вдалося отримати дозвіл продовжити навчання на 5-му курсі медінституту в м. Іркутськ. 1956 р. вона отримала диплом і повернулася до Львова." Таким образом дивчина в ГУЛАГе получила "вышку" - но совсем не ту.
В 1956 всех Полюг амнистировали и выпустили на свободу. Любомир был уже не один, а с женой Дарьей Масюк. Жена была под стать - в ОУН с 1942 года, в борьбе с гитлеровцами не участвовала по ее же воспоминаниям, зато с 1944 года активно помогала террористам, при этом учась в том же Львовском мединституте. Арестована в 1948 году во Львове. Наказание тоже отбывала в Инте, в 4-м женском отдельном лагерном пункте.
Там она и познакомилась со своим будущим мужем и смогла зарегистрировать брак
Прямо из ГУЛАГа супруги поехали...учиться в Семипалатинск, в медицинский институт. Который благополучно закончили, после чего образцовая антисоветская семья была трудоустроена на Украине. Куда ж еще? Правда на Западную Украину их не пустили. А отправили в город Цюрупинск Херсонской области УССР. Наверняка советские партийные деятели гордились такой интересной идеей - отправить на перевоспитание в коллективы восточных украинцев фанатичных националистов. А перед этим дать им высшее образование. "Переїхала до Семипалатинська, де 1957 р. разом з чоловіком завершили освіту в медичному інституті."
В Цюрупинске (ныне Алешки) Полюги благополучно проработали до пенсии. Телохранитель Шухевича и связная бандподполья теперь были уважаемыми советскими тружениками, и всемогущий КГБ их не беспокоил. Ну а после 1991 года муж и жена развернули масштабную пропагандистскую деятельность - тут и создание филиалов националистических организаций Просвита, Народный РУХ и открытие храма УАПЦ, и чтение лекций студентам украинских вузов, проведение научных конференций памяти Шухевича, создание музея в его бывшей конспиративной квартире и разумеется книги и интервью про тяжкие испытания ГУЛАГом. Скончались Полюги в почтенном возрасте 90 и 91 год.
Традиционный вопрос читателям: можно ли представить врача из донбасского ополчения, который после отбывания срока в украинской тюрьме, будет принят учиться в ВУЗ и потом получит возможность лечить украинских граждан? Ну а история, рассказанная в этой статье, ярко характеризует советскую национальную политику. Такие дела.
Р/S/ По продолжению циклов про украинских националистов. Написание таких статей весьма затратно по времени и усилиям, т.к. требуется прорабатывать большое количество документов на русском и украинском языке. Поэтому ссылка на пост с вариантами донатных статей вот тут. Реквизиты для донатов: 2202 2011 4078 5110.
Заходите в наш Телеграмм!