Давно хотела написать данную статью, да все никак не доходили руки. Однако, думаю она будет многим интересна, а кому-то станет небольшим спасательным кругом, дающим возможность держаться на плаву. Сегодня речь пойдёт про вокальные стимы.
Многие знаю, что характер у меня в принципе сложный. Найти подход бывает непросто, по началу я часто бываю ершистой и излишне критичной, но и самокритичной часто. Однако у меня есть верные и надёжные друзья, с которыми я дружу с детского сада и муж, с которым, к счастью у нас очень тёплые и спокойные отношения. На основании этого я могу все-таки позволить себе критическую позицию и взгляд со стороны. Очень сильно не люблю я когда критикуют особых детей и их родителей, особенно критикуют те, кто в их шкуре никогда не был и путь особого материнства и близко не прошёл. Еще более отвратительно данный момент смотрится когда критика исходит от человека так называемой «помогающей» профессии. Человека, что сам в своей профессии ничего не смыслит и вглубь нее погружаться не хочет, ходит по окраине и как банальный зевака, дивится на этакую особую диковинку всякого вида патологии и аномалии, особенно когда данные аномалии возникают в ментальной сфере. Наблюдает за поведением детей с данными аномалиями и родителей, часто в основном негативном ключе, и монетизирует данные наблюдения на платформе. Думаю Вы догадались о каком блогере я говорю. Рекламу этому «странному» члену общества делать не хочу, платформа с ее минимальными показами и оплатой и сама скоро избавится от него, но факт в том, что данную статью я в том числе вынесла с канала этого писателя.
Наш специалист педагог создал очередную статью с позиции прохожего зеваки. На этот раз в поле его зрения попал крайне сложный ребенок. Ребенок относительно взрослый и практически без речевой, чуть что при малейшем контакте уходящий в сильный вокальный стим-крик, настолько интенсивный, что у всех окружающих закладывало уши. При этом, специалист-дефектолог, описанный в сватье почему-то требовал, чтобы маму исключили из помещения. Весь урок ребенок тупо орал под дверью, пока через 10 минут терпение мамы лопалось, и она не забирала ребенка, на этом коррекционное занятие заканчивалось. Мама смела продолжать приезжать в центр и не отказываться от бесплатной реабилитации, но картина с развитием ее ребенка повторялась раз от раза, без характерных изменений. Между строк автор буквально кричал: "Забери уже своего безнадежного и бодайся с ним сама, не порти нам уши и нервные клетки своим орущим и неадекватным ребенком, мы хоть и педагоги, но требуем к себе нормального отношения, а вот эти критика под дверью нас не устраивают и работать в таких условиях мы не будем даже пытаться". Вообще статья была куда более насыщенна на тонкий цинизм, я к счастью, не запоминаю подобных мелочей. Я высказала весь негатив к подобной позиции и меня тут же заблокировали... Ну бог судья, данному автору, а мы вернемся к самой проблеме.
Что же такое неуправляемый речевой поток и что с ним делать? Разберем сегодня различные патологические проявления речи от вокальных стимов, с элементами протестного поведения, до речевой бессвязности, когда слова льются потоком, а толку в данных словах нет.
Начнем с вокальных стимов. Впервые с проявлением данного недуга я столкнулась на онлайн диагностике. Есть у меня ученик, что в самом начале работы вот точно так же как и описывает сторонний автор закричал, схватился за уши и выбежал из комнаты, и осталась я с мамой один на одни. Честно скажу, думала, что у нас не выйдут занятия с данным ребенком, но как не странно они получились. И огромная заслуга в этом конечно же принадлежит маме. У моего ученика было поражение височной доли выраженное на МРТ, он с трудом воспринимал речь на слух. Своей речи у него вообще практическим не было. Кроме односложных слов, в речи было много эхолалии, проскакивала логорея, но чуть что появлялся вот этот дикий, пронизывающий крик и сам ребенок с большим трудом его контролировал. Мальчику было 8 лет, у него было выставлено УО средней степени тяжести, комиссия хотела ставить грубое, но мама попросила не утяжелять и без того серьезный диагноз и оставить сыну шанс. Когда данный мальчик только пришел в работу я еще активно принимала детей онлайн и проводила уроки сама, он был первым с кем мы опробовали вариант системы патронажа, работы по видео записям. Я присылаю маме урок, а она снимает видеоотчет о работе. В другом формате с данным ребенком работать было просто невозможно, педагог пугал его и вызывал дикий стресс и очередной протестный крик. А вот вариант видео формата потихонечку начал заходить. И как не странно дело пошло. Мой ученик потихонечку начал понимать речь, начал реагировать на услышанное, и начал строить первые простые суждения. Через год с него сняли диагноз среднего УО и поменяли его на легкую форму. Ребенок полюбил заниматься, у него начало что-то получаться и он потихонечку начал брать свои стимы под контроль. Сейчас иногда мне присылают короткие видео, где данный мальчик ни разу не вскрикнул и не ушел в стим. В начале работы стимы занимали 50% времени занятия. Ему с трудом дается самоконтроль, он сам повторяет себе вот это: "не кричи, не надо кричать",- И он держится! Самоконтроль пришел с пониманием речи, с опытом регулярных занятий и чем больше данного контроля тем спокойнее проходит восстановление и адекватнее поведение.
А что же такое крик? В данном случае это стим. Он подобен тем самым крылышкам, что мы видим в формате махов. Только данный стим выходит в моторно-вокальной форме. Возможно сам звук, возможно вибрация воздействуют на нервную систему успокаивающее. Еще могу допустить, что данный стим сформировался в детстве на базе протестного поведения и закрепился в работе, что стал частью организма и его носителя, действующим в разрез его воли. Однозначно могу сказать, что данный крик, это не просто формат поведения и нежелания что-то делать, это реальная проблема для ребенка и его нервной системы, проблема которую с трудом, но можно держать под контролем. Добавлю, что стимы мы не пресекали. Если ребенку нужно было кричать, мы терпеливо ждали, когда он закончит. У него действительно максимально спокойная мама. В момент крика, она лишь клала свою ладонь на ладонь сына, чтобы он чувствовал поддержку. И постепенно он сам начал прерывать свой крик, и брать его под контроль.
Позднее ко мне пришли и другие дети с той же проблемой. Мой первый ученик был самым юным и с самыми неконтролируемыми криками. Попадались мне дети постарше, в речи которых так же было много словесной окрошки и бессвязности, а протестное поведение то и дело выдавало крик и желание все бросить. Каждый день становился работой над собой. Борьбой со своим организмом и нервной системой, нейротренировкой и самоконтролем над своим состоянием. Такие дети и их родители достойны наивысшего уважения, за свой трудный путь.
А вот другое правление патологической речи. Вроде бы это уже не крик, но при этом выглядит крайне странно, что же это?
Этот комментарий один из подписчиков прислал мне сегодня утром. Это в том числе послужило неплохой идеей для данной статьи о речевом контроле. Итак, здесь так же контроль отсутствует, но природа у патологии совсем другая. Для ее понимания погрузимся в онтогенез. Как формируется внутренняя и внешняя речь?
Сначала у ребенка формируется пассивный словарь. Где-то в 6 месяцев он соединяет слышимый и видимый поток в слово. И начинает реагировать на речь и свое имя. В 8 месяцев к данной группе присоединяется кинетика и мы получаем первое осознанное слово. Уже к году стандартный ребенок использует от 10 простых слов. Однако слов этих очень мало. На данном этапе ребенок начинает повторять за взрослыми некоторые слова. Повторять сложные имена, повторять название предметов, данные слова пока еще проскакивают неосознанно скорее на базе отраженной речи, просто повторил и отзеркалил, идет активный набор словаря. Постепенно они начнут входить в лексикон ребенка, сначала в виде слов, затем словосочетаний и фраз. Появится этап открытой внутренней речи, этап особой говорливости. Его еще называют этапом что вижу, то и говорю. Когда ребенок идет по улице и бессвязно описывает все происходящее и увиденное. (Как-то раз одна из мам 6 летнего ребенка, попросила меня создать занятия аналогичные увиденному ей у одного блогера-логопеда. Та приноровилась озвучивать мультики, вызывая как раз данный формат речи. Вот только до какого возраста формат этот пригоден? До 4 лет!) В период с 4х до 5 происходит уход вот этого видимого описания на внутреннюю речь, мышлению больше не нужна озвучка событий для фиксации, оно делает это автоматически подавая своему носителю уже слаженные параллели суждений на базу увиденного и услышанного, оптимизируя работу мозга. Как это выглядит на практике? Пот идет ребенок и видит как мальчик кидает обертку от мороженного мимо мусорного бака. В первом формате открытой внутренней речи он повторяет все что видит: "Мальчик в красной рубашке кинул обертку мимо". Он повторил и не сфокусировался над увиденным. Если Вы остановите его в этот момент и спросите хорошо ли поступил мальчик, он либо вообще не поймет о ком Вы говорите, либо будет долго думать и оценивать, и лишь потом даст данный ответ. На данном этапе параллели суждений только формируются. И формируются они с большим трудом. В своем первом курсе я учу детей оценивать, что они видят и что они слышат, не просто перечислять увиденное а понимать суть проблемы, и часто на старте особенно у сложных деток -это длительный и трудоемкий процесс. Как пример такого ребенка, он назовет все предметы на столе и в открытом холодильнике на нарисованной кухне, а на вопрос что тут горячее не найдет кипящий чайник на плите, хотя еще 2 минуты назад он называл данный чайник в предметном ряду.
Но вернемся к нашему мальчику. До 5 лет ребенок будет описывать увиденное без фиксации. После 5 он не вспомнит про майку, по то, от чего конкретно была обертка, он скажет фразу-суждение мальчик-мусорил и поступил плохо и закроет данную мысль.
Увы, но часто дети и взрослые задерживаются в своем развитии и с трудом строят вот эти логические параллели. Самый банальный пример можно привести взрослого из книги А.Р. Лурии "Маленькая книга о большой памяти"- пациент нейропсихолога до мельчайших деталей помнил описанный фон и воспроизводил его, но при этом не мог понять что же реально происходит перед ним. Как только специалист научил его воспринимать и оценивать увиденное параллели суждений начали схлопываться, и пациент начал забывать ненужные детали оставляя лишь выводы.
Так почему же проявляется логорея и ее так сложно контролировать? Чаще всего логорея проявляется а в момент непонимания речи. Ребенка спросили: "Где лежит шапка"? А он начал выдавать весь известный ему словарный набор: "Шапка желтая из шерсти, у Тузика тоже есть шапка, ему бабушка сшила". Вроде про шапку и вроде что-то горит, но все как-то не в тему... Часто такие дети говорят много. В ответ на речь учителя, что в принципе ребенок недопонимает, он вытягивает из потока отдельные слова, нацепляет на них бессвязные характеристики и выводит все это в неосознанный и глупый, неконтролируемый поток, абсурдность которого ему не понятна. Так же как и не понятна суть ситуации, которую он создает мешая окружающим своим громким и ненужным потоком. Именно поэтому я считаю, что для таких детей индивидуальное обучение один на один часто куда более полезно для развитие, чем вот такая социализация и потеря бесценного времени... Знания и понимание речи потом подтянут социализацию, но никак не в обратном порядке непонимание и прибывание в потоке никогда не вызовет самоконтроль на равном месте. Увы, но к сожалению, подобные проблемы часто ведут умственной и психической задержке часто тяжелой степени и проявляются даже у взрослых людей.
Правильное выстраивание суждений к увиденному и услышанному, наиважнейший фундамент коррекционной работы. Меня просто коробит, когда специалисты начинают утверждать, что не стоит работать над лобной-семантической долей, ведь она созревает в 8 лет. Однако момент разрыва между открытостью внешней речи после 5 и вот этими 8 мью они почему-то объяснить не могут. Ну там же УО..., что Вы хотите? А как взялось это УО, откуда оно возникло, почему для него так важно признать, что семантическая доля подключается не то, что в 8 лет, а еще в 6 месяцев в момент первого звукового анализа и соотнесения его с ситуацией они не готовы...
В своем 1 курсе уроков для дете от 4.5 лет я делаю упор на обучение выстраивать вот эти первые простые параллели. Чтобы горячим становился чайник на плите, а едой что можно угостить собаку, колбаса в холодильнике. Чтобы дети не тонули вот в этом перечислении увиденного потока без его осознания. Во 2 курсе мы погружаемся дальше и выстраиваем уже более глубокие оценочные суждения, даем связку-сцепку между семантическими значениями слов и фраз. Запуск 1 блока второго курса я планирую уже к весне.
Будьте внимательны к своим детям, контролируйте их речь и этап развития, не оставляйте их в подвешенном состоянии неосознанного потока видимых и слышимых образов. Самоконтроль никогда не возникает на ровном месте, ему присуща долгая и упорная работа, и понимание социальной ситуации самая главная ее часть. Но данное понимание нельзя формировать исходя из самой ситуации, находясь внутри нее, без искусственной логической привязки. Иначе ребенок будет просто орать в кабинете дефектолога и ломиться в дверь, или станет рупором в школе, который мешает всем окружающим и себе в том числе. Такое поведение нужно не дрессировать от внешнего фактора, а корректировать изнутри, исходя из самого нарушения логики и словесного синтеза.
БЕСПЛАТНАЯ ДИАГНОСТИКА ПАТОЛОГИЙ МЫШЛЕНИЯ ЗДЕСЬ 👇
https://annapolyakovalogoped.ru/diagnostika
1 КУРС КОРРЕКЦИИ ЗДЕСЬ 👇 ( Напоминаю, что курс разбит на блоки и в 1 блоке 11 уроков!)
https://annapolyakovalogoped.ru/1-kurs-razvitie-ot-ponyatiya
Я в социальных сетях.
ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups
Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova
МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.