Найти в Дзене

Царь-главред: как Пётр I учил русскую прессу без воды писать

Газету «Ведомости» при Петре I редактировал сам царь. Она появилась по его указу и стала первой регулярной печатной газетой в России. Первые выпуски выходили под названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти» и рассказывали о событиях как внутри страны, так и за ее пределом. Вот некоторые факты, о том, как Пётр I фактически выполнял роль главного редактора. Пётр не ограничивался формальным контролем. Он лично читал материалы, подчеркивал фразы, вносил правки и вычеркивал все, что считал «излишне витиеватым». От авторов он требовал писать кратко и по делу. В делах он был порывист и целеустремлен. Тех, кто искренне заботился о благе Отечества, он щедро хвалил, а за оплошности сурово корил, порой доводя до предела. Провинившемуся сотруднику газеты строгий главред мог и нагрубить, хотя случалось это редко. Чаще же он пытался наставлять доводами и убеждениями. Во время заграничных поездок Пётр изучал европейскую прессу — прежде всего голландские газеты и ориентирова
Оглавление

Газету «Ведомости» при Петре I редактировал сам царь. Она появилась по его указу и стала первой регулярной печатной газетой в России. Первые выпуски выходили под названием «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти» и рассказывали о событиях как внутри страны, так и за ее пределом.

Вот некоторые факты, о том, как Пётр I фактически выполнял роль главного редактора.

Пётр I в роли главного редактора

Пётр не ограничивался формальным контролем. Он лично читал материалы, подчеркивал фразы, вносил правки и вычеркивал все, что считал «излишне витиеватым». От авторов он требовал писать кратко и по делу.

В делах он был порывист и целеустремлен. Тех, кто искренне заботился о благе Отечества, он щедро хвалил, а за оплошности сурово корил, порой доводя до предела.

Провинившемуся сотруднику газеты строгий главред мог и нагрубить, хотя случалось это редко. Чаще же он пытался наставлять доводами и убеждениями.

Революция стиля

Во время заграничных поездок Пётр изучал европейскую прессу — прежде всего голландские газеты и ориентировался на их светский, ясный и практичный язык.

Так, вместо кириллицы стали использовать более понятный, изобретенный царем «гражданский» шрифт, чтобы тексты были доступнее.

По его указанию иностранные слова в газете сопровождались русским переводом.

«В реляциях твоих употребляешь ты зело много польские и др. иностранные слова и термины, за которыми самого дела вразуметь невозможно. Того ради впредь тебе реляции свои к нам писать всероссийским языком», — писал монарх одному из посланников.

Инструмент власти и имиджа

Газета регулярно публиковала сведения о военных победах и государственных реформах, формируя доверие к власти и образ новой России после напряженной войны со Швецией.

А чтобы «Ведомости» стали популярнее, Пётр I учредил в Москве аустер-ресторации, в которых «чаем и кренделями угощали даром» тех, кто читал приносимую с собой газету.