Способный и трудолюбивый
Исполняющий обязанности стратега (за главковерха Николая Николаевича и его начальника штаба Янушкевича) генерал от инфантерии Данилов умер в 1937 году. Однако местом его смерти стал не лагерь или тюрьма в СССР, а белоэмигрантский Париж. Что уже говорит о том, что даже в круговерти Революции и Гражданской войны этот человек проявил ум и находчивость.
Юрий Никифорович Данилов родился 13(25) августа 1866 года в Подольской губернии. В семье потомственных дворян. Как настоящий русский дворянин Юрий пошел по военной стезе. Сначала был кадетский корпус в Киеве, затем Михайловское артиллерийское училище в Петербурге.
Уже в пору его учения позднейшие свидетели отмечают трудолюбие и усердие, сосредоточенность на процессе обучения: «В нём соединялись отличные способности с трудолюбием».
В 1886 году Юрий наконец получил офицерские погоны и был назначен служить в 27-ю артиллерийскую бригаду. Далее были три года службы и поступление в Академию Генштаба. Здесь Данилов также проявил свои трудолюбие и усердие и окончил престижное заведение по первому разряду.
Дальнейшая служба Юрия Никифоровича была связана в основном с штабной деятельностью. С небольшими перерывами для цензового командования строевыми подразделениями. Так в период с 1906 по 1908 годы полковник Данилов командовал полком.
Однако, как и в случае с его коллегой Янушкевичем, боевого опыта на Русско-японской войне Юрий Никифорович не получил. Зато успешно продвигался по лестнице чинов, став в 1909 году генерал-майором.
На Великой войне
Проходя службу в Генштабе, Данилов был причастен к разработке планов войны с Германией и Австро-Венгрией. Хотя бы поэтому выглядит логичным его назначение генерал-квартирмейстеров при штабе Верховного в 1914 году.
Это назначение в некоторой степени компенсировало недостаточную квалификацию начальника штаба Янушкевича. Вся настоящая работа по разработке планов операций легла на плечи Данилова.
Первые же успехи русских армий Юго-Западного фронта принесли генерал-лейтенанту Данилову Георгия 4-й степени и Владимира 2-й степени. И следом за этим в октябре 1914 года чин полного генерала.
К этому периоду службы Юрия Никифоровича относится масса свидетельств, оставленных современниками. Так уже упомянутый в прошлом очерке генерал Кондзеровский писал:
«Генерал-квартирмейстер сразу занял в нашем Штабе более возвышенное положение, чем ему полагалось. Этому в значительной степени способствовали и свойства характера Ю. Н. Данилова, человека крайне властного, самолюбивого, с очень большим о себе мнением. Я считал его безусловно умным человеком, но иногда, в дни успехов на фронте, он изображал из себя чуть ли не гения, великого полководца, и это было уже слишком».
Генерал Брусилов сразу после уничижительных слов о Янушкевиче пишет:
«В этом отношении должен был его дополнять генерал-квартирмейстер Данилов, человек узкий и упрямый. Его доклады, несомненно, влияли в значительной степени на стратегические соображения Верховного главнокомандующего, и нельзя не признать, что мы иногда действовали в некоторых отношениях наобум и рискованно разбрасывались — не в соответствии с теми силами, которыми мы располагали».
Не самая лучшая характеристика. Впрочем, Алексей Алексеевич и сам не без греха. Но таков общий настрой большинства мемуаристов. Говорят, что Данилов обладал характером твердым, имел навыки планирования, трудолюбив, но, что называется, без огонька, педант:
«Честный, усидчивый, чрезвычайно трудолюбивый, он, однако, — думается мне, — был лишен того «огонька», который знаменует печать особого Божьего избрания. Это был весьма серьезный работник, но могущий быть полезным и, может быть, даже трудно заменимым на вторых ролях, где требуется собирание подготовленного материала, разработка уже готовой, данной идеи».
Последние слова – свидетельство протопресвитера Георгия Шавельского. В принципе тоже профессионал, а просто свидетель со своим мнением.
После смены Верховного Главнокомандующего и начальника штаба в августе 1915 года Данилов переведен на должность командира 25-го корпуса. Еще через год Юрий Никифорович – начальник штаба Северного фронта. Именно при его штабе подписывал отречение Николай II. И Данилов в воспоминаниях приводит эту сцену.
В период Февральской революции и начала распада армии генерал Данилов назначен командовать 5-й армией Северного фронта. Сделать что-то полезное на этом посту он уже не мог в силу не зависящих от командарма причин. Попытка наступать летом 1917 года закончилась неудачей.
После корниловского выступления Данилова от греха подальше сняли с армии и отправили в резерв.
В круговерти Гражданской войны
Интересно, что после прихода к власти большевиков Юрий Никифорович вступил в Красную Армию. А еще перед этим вошел в состав советской делегации, направленной вести переговоры с немцами в Брест. Там Данилов выступил против заключения мира на столь позорных условиях.
Впрочем, мир заключили без всякого учета мнения какого-то там бывшего генерала. А его самого ввели в состав Комиссии военных специалистов по выработке плана преобразования военного центра для реорганизации армии.
Полностью осознав, что с большевиками ему не по пути Юрий Никифорович в конце марта 1918 года вышел в отставку и уехал на Украину, где уже установился гетманский режим.
Позже он оказался в составе Вооруженных сил Юга России Деникина. Но не занял там высоких или хорошо заметных постов. Осенью 1920 года занимал пост помощника начальника Военного управления русской армии в Крыму.
Ушел из Крыма в Константинополь. Поскитавшись, оказался в Париже. Там засел за написание военно-исторических книжек. В том числе и мемуаров.
Умер в Париже своей смертью 3 февраля 1937 года.
------
Все материалы рубрики "Русские полководцы":