Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Генерал Янушкевич. «Отнюдь не стратег, а администратор»

Поговорив о Верховном главнокомандующем великом князе Николае Николаевиче, логично упомянуть и его ближайших сподвижников/сотрудников. Короля делает свита, а командующего – штаб. Вот о начальнике штаба Ставки в начальный период Первой мировой, кстати, тоже Николае Николаевиче, я и предлагаю поговорить. Николай Николаевич Янушкевич родился 1(13) мая 1868 года. Сын капитана сразу пошел по военной службе. Сначала был Николаевский кадетский корпус. В 1888 году окончил Михайловское артиллерийское училище. Через несколько лет молодой офицер поступил в Академию Генштаба, которую успешно закончил в 1896 году. Капитан Генерального штаба так и пошел по штабной линии. Служил в Виленском военном округе, затем в Главном штабе, Военном совете и канцелярии Военного министерства. Русско-японская война его, как и будущего Главковерха великого князя, миновала. Так что непосредственного боевого опыта в современной войне он не имел. Впрочем, многие генералы Первой мировой его имели, а толку? Военный минис
Генерал-лейтенант Янушкевич.
Генерал-лейтенант Янушкевич.

Поговорив о Верховном главнокомандующем великом князе Николае Николаевиче, логично упомянуть и его ближайших сподвижников/сотрудников. Короля делает свита, а командующего – штаб. Вот о начальнике штаба Ставки в начальный период Первой мировой, кстати, тоже Николае Николаевиче, я и предлагаю поговорить.

Николай Николаевич Янушкевич родился 1(13) мая 1868 года. Сын капитана сразу пошел по военной службе. Сначала был Николаевский кадетский корпус. В 1888 году окончил Михайловское артиллерийское училище. Через несколько лет молодой офицер поступил в Академию Генштаба, которую успешно закончил в 1896 году.

Капитан Генерального штаба так и пошел по штабной линии. Служил в Виленском военном округе, затем в Главном штабе, Военном совете и канцелярии Военного министерства.

Русско-японская война его, как и будущего Главковерха великого князя, миновала. Так что непосредственного боевого опыта в современной войне он не имел. Впрочем, многие генералы Первой мировой его имели, а толку?

Военный министр в 1905-1909 годах Александр Редигер позже вспоминал:

«За пять лет совместной службы в Канцелярии я успел хорошо узнать Янушкевича и полюбил его как человека правдивого, прямого, мягкого и доброжелательного; в служебном отношении он был добросовестным и толковым работником – и только. Я считал, что его можно было бы назначить помощником начальника Канцелярии, но что это нежелательно, так как он не годится для назначения в будущем начальником Канцелярии».

То есть малый хороший, но звезд с неба не хватает.

В Ставке. Между Николаем II  и великим князем стоит Янушкевич.
В Ставке. Между Николаем II и великим князем стоит Янушкевич.

В начале 1910-х годов генерал-майор Янушкевич читал курс военной администрации в Академии Генерального штаба, а в 1913 году был назначен начальником этого заведения. Заметим: не тактики, не стратегии, а курс администрации. Вполне допускаю, что за 15 лет службы как раз на административных должностях Янушкевич поднаторел в этой науке.

Считается, что около этого времени он и сошелся близко с великим князем Николаем Николаевичем Младшим. Тому глянулся веселый нрав относительно молодого генерала, его компанейскость, умение вовремя и остроумно пошутить, рассказать анекдот.

И вот перед самой Первой мировой 5 марта 1914 года генерал-лейтенант Янушкевич назначен в святая святых – начальником Генерального штаба.

Кстати, ни на что не намекаю (просто набрасываю на вентилятор), но точно так же буквально перед Великой Отечественной сменил коней на переправе и Сталин, назначив начальником Генерального штаба Жукова.

И вот в самом начале Первой мировой Янушкевич назначен начальником штаба Ставки. Позднейшие мемуаристы единодушны в своих оценках.

Уже упомянутый Редигер:

«Однако еще более неожиданным для всех и совершенно несоответственным явилось назначение его в начале 1914 года начальником Генерального Штаба! Для этой должности требовались недюжинные способности и большая научная и служебная подготовка; ничего этого у Янушкевича не было, поэтому его назначение оказалось непонятным для всех его знавших».

Журналист и военный цензор в Ставке Михаил Лемке:

«На должности начальника штаба Ставки оказался человек гостинный, мягкий до корня, где такой же воск и безволие, как и на поверхности. Военный и администратор по случаю, который толкнул его туда, а не в министерство двора, финансов или департамент герольдии, без проникновения в чуждое ему по существу дело, знавший его постольку, поскольку оно освещено соответствующим докладчиком».

Ну и классика, «Мои воспоминания» Брусилова:

«Фатально было то, что начальником штаба Верховного главнокомандующего был назначен бывший начальник Главного управления Генерального штаба Янушкевич, человек очень милый, но довольно легкомысленный и плохой стратег».

В общем, как сказал дежурный генерал Кондзеровский, на должности начальника штаба Ставки оказался «отнюдь не стратег, а администратор».

Георгиевская Дума на Кавказе. Крайний справа Янушкевич.
Георгиевская Дума на Кавказе. Крайний справа Янушкевич.

Результат мы имели такой, какой был. Сам открыто признавая, что не является специалистом в стратегии, многие вопросы Янушкевич передоверил генерал-квартирмейстеру Данилову (речь о нем впереди, в следующем очерке). Сам же сосредоточился на административных вопросах.

При этом активно вмешивался и в вопросы политические, зачастую выступая наперекор ясно изложенной воле царя. В дневнике великого князя Андрея Владимировича приведено несколько примеров такой строптивости. Например, в 1915 году Николай II «признал необходимым послать еще одну дивизию в Персию, где дела наши идут очень плохо». «В ответ на это Янушкевич сообщил, что дивизия послана не будет».

Вполне возможно, что в данном случае начальник штаба имел основания для такого ответа. Но само отношение к воле царя показательно.

В августе 1915 года великий князь Николай Николаевич снят с должности Верховного. Вместе с ним на Кавказ отбыл и Янушкевич. Там он стал помощником Наместника по военным вопросам.

Благо, что реальными военными делами в Закавказье ведал третий Николай Николаевич – Юденич. И тут уж от Янушкевича требовалось только то, что он знал – военное администрирование.

Разумеется, столь близкий к Николаю Николаевичу Романову генерал не мог оставаться при должности после Февральской революции. 31 марта 1917 года он уволен со службы с мундиром и пенсией.

По поводу смерти Янушкевича я сталкивался с двумя версиями. В обоих случаях в начале 1918 года он арестован и убит конвоирами. Только в первой версии его арестовали в Могилеве, во второй в Тифлисе.

------

Все материалы рубрики "Русские полководцы":

Русские полководцы | Internetwar. Исторический журнал | Дзен