Найти в Дзене
ТыжИсторик

Тёмные века: Карл Мартелл - "почти король".

Автор: Hoomkeen Наша история продолжается после битвы при Пуатье, которая, хотя и не считается многими историками апофеозом борьбы с арабами на западе, тем не менее остается важнейшей вехой в истории борьбы запада против арабской экспансии, даже несмотря на то, что к тому моменту она уже по внутренним причинам шла на спад. Грабительские походы арабов, которые прорывались через Пиренеи или горы Септимании ещё какое-то время будут повторяться, причем один, вдоль реки Рона пронесется почти по всей Бургундии... Но это всегда будут разбойничьи налеты, без каких либо планов закрепиться в землях франков. Арабам скорее наоборот было пора задумываться о том, как удержать недавно захваченную Септиманию. Дело в том что Карл, волею судьбы и по просьбе своего нового вассала оказавшийся на юге Галлии, после формального признания своей власти над Аквитанией обратил внимание на все земли к югу от Луары. Начав с расстановки своих людей на севере Аквитании ( то есть поближе к своим владениям) он медленн

Автор: Hoomkeen

Наша история продолжается после битвы при Пуатье, которая, хотя и не считается многими историками апофеозом борьбы с арабами на западе, тем не менее остается важнейшей вехой в истории борьбы запада против арабской экспансии, даже несмотря на то, что к тому моменту она уже по внутренним причинам шла на спад.

Грабительские походы арабов, которые прорывались через Пиренеи или горы Септимании ещё какое-то время будут повторяться, причем один, вдоль реки Рона пронесется почти по всей Бургундии... Но это всегда будут разбойничьи налеты, без каких либо планов закрепиться в землях франков. Арабам скорее наоборот было пора задумываться о том, как удержать недавно захваченную Септиманию.

Дело в том что Карл, волею судьбы и по просьбе своего нового вассала оказавшийся на юге Галлии, после формального признания своей власти над Аквитанией обратил внимание на все земли к югу от Луары. Начав с расстановки своих людей на севере Аквитании ( то есть поближе к своим владениям) он медленно перемещался от города к городу, но не вернулся обратно на север а постепенно сместился на восток... и вскоре оказался в землях Бургундии. Здесь, в землях где уже давно не появлялась армия франков, его неохотно приветствовали местные магнаты - на словах верные вассалы, но на деле десятилетия жившие исключительно своими интересами

-2

Четыре года подряд Карл методично продвигался на юг по Бургундии к Провансу, покоряя заново совершенно независимых патрициев, епископов, перекраивая владения и заново раздавая графства своим верным людям или родственникам. Сопротивление бургундцев, уже несколько поколений фактически независимых от франкских королей, жестоко каралось. По мере приближения к Провансу ожесточенность увеличивалась и южные магнаты, желая спасти свои вотчины, предпочли обратиться к арабам и призвали к себе из Испании поддержку для обороны от франков. Началось открытое восстание.

В 737 году на берегу Средиземного моря началась настоящая война, в которой Прованс был покорен от края до края. Арабов изгнали из Авиньона, множество городов было сожжено, а далее Карл перенес боевые действия в Септиманию и подошел к Нарбонну, который был главным опорным пунктом арабов к северу от Испании. Подошедшее к арабам подкрепление было разбито в тяжелейшем сражении, после которого покорение Септимании было отложено на долгие годы. Между прочим рядом с Карлом в этом походе бок о бок сражался его брат Хильдебранд, которому вручили графский титул и большие владения на юге.

В 739 году повторное восстание охватило Прованс, и масштаб его был вновь таким крупным, что для сражения с повстанцами и помогавшими им вновь арабами Карл Мартелл призвал заключивших с франками союз лангобардов. Лиутпранд, уже известный нам по рассказу про Папу Римского Григория II, занимался не только войнами с Византией. Берега Италии уже испытывали набеги арабского флота и лангобарды организовывали оборону от этих пиратов, так что договор с франками о совместной обороны от арабов напрашивался сам собой.

Карл Мартелл был занят на севере, он продолжал усмирять неукротимых саксов, так что Лиутпранд и Хильдебранд с честью выполнили задачу повторного усмирения Прованса, утопив провинцию в крови и надолго отбив у местных жителей мечты о независимости или уходе под крыло арабов.

Тем временем в государстве у франков в 737 году тихо умер король Теодорих IV. После смерти Хильперика II, не оставившего потомства, его, сына совершенно другого короля, извлекли из монастыря и провозгласили очередным марионеточным королем. Запертый на своей королевской вилле он "правил" 16 лет, не участвуя в делах королевства, и умер не оставив наследника.

-3

Нового короля Карл Мартелл не назначал, оставшиеся годы его жизни он правил уже без оглядки на корону, пользуясь свои неоспоримым авторитетом, военной мощью и договорами с соседями. Карл Мартелл обладал всей властью в своих землях, тем не менее он не думал завладевать королевским титулом, так как помнил неудачную попытку его предков надеть корону на приемного сына Меровингов, и последовавшее общее возмущение и восстание франков. Однако времена шли, авторитет ленивых королей продолжал падать, их слава блекла, активно подтачиваемая пропагандой майордомов. Всё складывалось хорошо пока что и без титула, Карл и так мог ощущать себя королем, и именно так - "почти король" или "вице-король", обращается к нему в письме Римский Папа Григорий III, когда лангобарды в очередной раз стали угрожать власти "Святой Божьей церкви и достоянию Святого апостола Петра".

Карл Мартелл понимал, что Рим вовсе не горит желанием оказаться всего лишь провинцией в Лангобардском королевстве и Папа Римский, правивший в Риме вдали от императора на востоке не хочет оказаться к роли всего лишь одного из лангобардских епископов, но он не собирался нарушить союз с лангобардами и оставил этот первый призыв о помощи от Рима без ответа. Призыв, тем не менее, показывающий что Рим уже перенацелил своё внимание с восточных земель Константинополя на западные земли где правили христианские короли и епископы, которых святой Бонифаций упорно переводил в прямое подчинение престолу Св. Петра. Риму предстояло или был поглощенным лангобардами или найти опору на севере и удержать тот баланс, что оставлял западной патриархии реальную власть вокруг своей обители.

Чувствуя приближение смерти, Карл Мартелл успел распорядиться и с собой и со своим наследством. Во-первых он приказал похоронить его в аббатстве Сен-Дени, в месте, в котором в будущем будут усыпальницы большинства французских королей. Несмотря на все проведенные секуляризации и раздачу церковных земель своим воинам, Карл оставался набожным и щедро одарял монахов подарками и привилегиями, и история запомнит больше благодарности ему за спасение от арабов и крещение германцев, а не проклятия за лихое распределение епископских кресел. Последние годы жизни Карл переехал с востока, из Австразии, в Нейстрию, перемещался между резиденциями этого королевства вместе с канцелярией и капелланом, т.е. хранителем капы св. Мартина, уже извлеченной из сокровищницы Меровингов и присвоенной Пипинидами.

-4

Так же чисто по-королевски умирающий майордом распорядился с подвластными ему владениями. По старой традиции франков он разделил все земли между сыновьями, продолжив наступать на те же грабли, что и поколения Меровингов до него. Его старшие сыновья - Карломан и Пипин получили Австразию и племенные герцогства первый, Нейстрию, Бургундию, Прованс и Аквитанию на юге, второй. Большую часть этих владений как нам очевидно предстояло покорять заново. Кроме того от Свангильды, дочери баварского герцога, у Карла был сын Грифон, и ему добрый отец выдал несколько владений, разбросанных тут и там по всей стране. Посмотрим как будет управляться с таким подарком молодой человек...

22 сентября 741 года Карл Мартелл умер, и судьба Франкии, которую он с таким трудом собрал после столетий раздробленности, вновь покрылась туманом неопределенности. Но об этом мы почитаем в продолжении...

А вот что было до этого: Европа в 700-750 гг.

Наш телеграм-канал.