Найти в Дзене
ТыжИсторик

Тёмные века: Григорий II Папа Римский

Автор: Hoomkeen Завершаем наш небольшой цикл о людях начала VIII века в Италии. В эти годы Британские острова наслаждались потеплением климата и балансом между королевствами гептархии, так что монах Беда Достопочтенный мог посвятить себя составлению учебников и книг для будущих поколений европейцев. На восточных границах Франкии святой Бонифаций проповедью и топором распространял христианство на оставшиеся языческие племена германцев, а в далекой Сирии Святой Иоанн Дамаскин кропотливо пишет свой монументальный труд - "Точное изложение православной веры". Италия же, разорванная между лангобардами и Восточной Римской империей предстает перед нами как арена непрерывных сражений, интриг и бесконечной круговой дипломатии. Двадцатилетняя анархия в империи, когда после падения Ираклийской династии страна погрязла в жестокой борьбе за власть совершенно не способствовала спокойному существованию Италии. Арабы покорили за это время Африку и Испанию, в центре полуострова продолжали расширять свои

Автор: Hoomkeen

Завершаем наш небольшой цикл о людях начала VIII века в Италии. В эти годы Британские острова наслаждались потеплением климата и балансом между королевствами гептархии, так что монах Беда Достопочтенный мог посвятить себя составлению учебников и книг для будущих поколений европейцев. На восточных границах Франкии святой Бонифаций проповедью и топором распространял христианство на оставшиеся языческие племена германцев, а в далекой Сирии Святой Иоанн Дамаскин кропотливо пишет свой монументальный труд - "Точное изложение православной веры".

Италия же, разорванная между лангобардами и Восточной Римской империей предстает перед нами как арена непрерывных сражений, интриг и бесконечной круговой дипломатии.

Двадцатилетняя анархия в империи, когда после падения Ираклийской династии страна погрязла в жестокой борьбе за власть совершенно не способствовала спокойному существованию Италии. Арабы покорили за это время Африку и Испанию, в центре полуострова продолжали расширять свои владения лангобарды, и только политическая раздробленность последних позволяла как-то договариваться с отдельными герцогствами о временном перемирии.

Рим ещё помнил о времени, когда папу Мартина схватили и увезли на суд имперские чиновники, но если кто-то думал о том, что теперь империя ослабла и неспособна поддерживать влияние вдали от столицы, то они жестоко ошибались. Император Юстиниан, вернувшийся из изгнания в 705 году оставшееся ему время посвятил жестокой мести тем, кто когда-то поддерживал его смещение. В гавани Равенны в 709 году появился имперский флот, после чего высшее духовенство города было заманено на корабли и там заковано в цепи. После этого греки высадились и жестоко ограбили город, убив большое количество населения и устроив крупный пожар, уничтоживший множество строений. Увезенный в Константинополь Иоанникий, один из заговорщиков против императора, был погребен заживо. Епископа Равенны просто ослепили и сослали в ссылку.

-2

Юстиниан требовал, чтобы Папа Римский лично явился к нему на прием, и Константин отправился навстречу своей судьбе, впрочем ему посчастливилось вернуться в Рим целым и невредимым, став последним из Римских Пап, которые побывали в Константинополе. В Риме он узнал, что за время его отсутствия новый экзарх Равенны неожиданно заехал в священный город и приказал задушить несколько человек из высшего духовенства Рима. На обратном пути этот жестокий чиновник столкнулся с новым восстанием возмущенных жителей Равенны. Они убили экзарха и подняли открытое восстание против власти императора.

Такие города всегда вызывали особое внимание лангобардов - как волки вокруг отбившегося от стада барашка герцоги германцев всегда кружились вокруг владений империи, готовые наброситься на плохо охраняемые территории. Но восстание в Равенне закончилось, так как менее чем через год в город привезли отрубленную голову уже самого ненавистного им императора.

Новый император Вардан, монофелит и еретик с точки зрения папства вызвал раздоры и сражения уже в самом Риме. С большим трудом священники пытались разнять проимператорскую и "христианскую" партии, призывая не ослаблять всё общество перед лицом лангобардской угрозы. На счастье Рима и этот император был вскоре свергнут, а в 715 году на папский престол был избран Григорий II, первый после долгой череды сирийцев и греков папа итальянского происхождения.

Фактически начиная с этого руководителя западной патриархией мы можем говорить о таком явлении как Римская дипломатия. Не имея больших военных сил, но имея большое влияние на христианских правителей запада, а также крупные денежные поступления от верующих в Западной Европе, Папы Римские начали активно использовать этот ресурс для того, чтобы оставаться при власти, распространять свое влияние, влиять на властителей, чтобы те защищали Рим от других властителей, угрожавших власти пап.

Буквально первые же деяния Григория это активная дипломатическая деятельность. Одновременно добиваясь от короля лангобардов подтверждения старого мирного договора, Григорий второй рукой спонсирует полуавтономный византийский Неаполь для войны против лангобардских герцогов Беневенто, захвативших у греков стратегически важный городок Кумы. Григорию одновременно удается и заключение мира, и возвращение города под власть Неаполя.

Одновременно Григорий благословляет проповедников на крещение германии - и принимает у себя королей из далекой Англии, которые с богатыми дарами приезжали в паломничество, чтобы отмолить свои мирские грехи, и тем самым у Рима создается некоторый тыл на севере, подпитывающий и дающий некоторые надежды в борьбе против всё новых и новых вызовов, которые появлялись в этот беспокойный для Рима век.

Бонифаций. Книга порублена мечом, Странный пень. Топор.
Бонифаций. Книга порублена мечом, Странный пень. Топор.

Дальше - хуже. Новые вести с востока, где пришедший с востока исаврянин Лев III провозгласил борьбу с поклонением (защитники называли это почитанием) иконам, и Италия вновь бесстрашно выступила против его эдиктов.

Между тем Лев требовал от Григория ответа - и проявление покорности он видел, в первую очередь, в акте разрушения статуи Св. Петра, которая глубоко чтилась Римом, ибо Пётр считается местным покровителем. Короткая переписка мигом переросла в угрозы, и Григорий обратился к городам Италии, призывая вооружаться и сопротивляться еретическим замыслам императора, но при этом не оспаривал его власть. Восстание охватило Равенну и соседний с ней пентаполис, Венецию и сам Рим. Южнее, в Неаполе, тесно связанным с востоком торговлей, местные власти не решились открыто выступить против Льва и заняли выжидательную позицию.

статуя Св. Петра в Риме
статуя Св. Петра в Риме

Письма Григория сохранились, язык их уже весьма прост и груб, но, как замечает сам автор - "Пишем тебе без научных приемов по необходимости; так как ты человек неученый." В целом прочев их можно ещё раз узнать доводы против иконоборчества, но уже с точки зрения западных христиан.

Разгневанный император начал собирать флот, но вскоре предпочел византийские методы - во первых он лишил Рим его владений в Сицилии и на юге Италии. Далее посыпались приказы местным властям навести порядок силой. В самом риме был раскрыт крупный заговор духовенства, приведший к гибели сторонников императора, желавших убить Папу Римского. Римский представитель центральной власти - герцог Пётр был к тому времени также схвачен горожанами во своем дворце и убит, а Неапольский герцог, выдвинувшийся к Риму, был встречен и разбит местной милицией (убит).

Итальянцы выбирали себе новых правителей, но Григорий призывал не объявлять независимость, так как лангобарды внимательно следили за ситуацией.

Тем не менее король лангобардов Лиутпранд всё равно начал действовать - он отверг предложение императора о союзе (чтобы усмирить Рим), и, узнав что экзарх павел был убит восставшими в Равенне, самостоятельно овладел столицей экзархата. Армия лангобардов после этого промаршировала по восточному побережью Италии, захватив весь пентаполис, совершив то, о чем уже столетие мечтали короли германцев - и баланс, пошатнувшийся в Италии, заставил Григория вновь менять стратегию.

-5

Послы из Рима прибыли в Венецию, уговаривая жителей срочно провести операцию по возврату Равенны обратно под власть греков. Одновременно с ними с той же самой просьбой в Венецию прибыли послы из Констрантинополя. Папа Римский и император, в разгаре религиозного спора, срочно объединились для решения политической проблемы - и преуспели.

Флот Венеции и Византии блокировал порт Равенны, изгнали лангобардов и восстановили власть экзархата в старых границах. Лиутпранд же в это время был занят восстанием южных герцогов Беневенто и Сполето, скорее всего тано поддерживаемых папой Римским. Для войны с этими могущественными властителями, исторически владевшими крупными территориями вдали от основных герцогств лангобардов, королю пришлось заключить мир с Равенной и признать возвращение Византии. Однако когда он появился на юге и получил новые клятвы верности, на обратном пути его армия завернула к Риму и разбила огромный лагерь неподалеку от города.

-6

Мы уже наверное и забыли, как когда-то римские епископы выходили к варварским королям, чтобы спасти священный город. Григорий II вышел из города и без вооруженной охраны явился к Луитпранду. Как и всегда пока что в нашей истории появление Папы Римского произвело на варварского короля неизгладимое впечатление. Корлль сложил свою корону, мантию и меч. Вместе с духовным пастырем они вошли в Рим, где король посетил гроб апостола и там окончательно отринул все честолюбивые замыслы. Ни о каком покорении города речи уже не было. По просьбе Луитпранда Григорий II снял с тогдашнего экзарха отлучение от церкви. Обратим внимание, что императора Папа Римский не отлучал, придерживаясь своей политики.

Фактически этот момент решил вопрос о власти пап на западе. Возможность объединения Италии навсегда ускользнула из рук лангобардов, и возможно это предопределило более тысячи лет раздробленности Италии.

Кстати, Луитпранд был первый, кто подарил папе Римскому во владение город, чуть чуть увеличив область владения пап в Италии.

10 февраля 731, в разгар борьбы против иконоборчества в империи, Григорий II умирает, ему наследует единодушно выбранный сириец Григорий III но его собор, византийская морская экспедиция против Италии и новые войны с лангобардами, против которых папа начал призывать на помощь франков - всё это уже за пределами нашей истории.