Найти в Дзене

Я Детский психолог и у меня есть правила.

Работая с детско-родительским отношениями за пять лет своей непрерывной (практически каждодневной) работы с клиентами, которые ко мне обращаются с проблемами в воспитании детей, я сформировала свои собственные правила. 1. Самое первое и главное правило, к которому я шла не один год, постоянно спотыкаясь, то меняя его, то снова к возвращаясь: - Я всегда начинаю работать с диагностики. С мамой. Иногда это бывает и папа. Много раз у меня на диагностике были оба родителя. Для чего это важно для меня? Какой бы не был запрос родителей (всегда в переписке прошу коротко мне рассказать о проблеме), я всегда знаю и понимаю, что как- то на эту проблему влияют папа и мама. Или только один из них. Или отношения между ними. Или даже то, что на воспитание ребенка влияют бабушки и дедушки. И я сейчас ни разу ни говорю о вине родителей в поведении ребенка. Я говорю о том, что семья- это система. А в системе каждый элемент влияет на другой. И каким бы ужасным не было поведение ребенка, его место в этой

Работая с детско-родительским отношениями за пять лет своей непрерывной (практически каждодневной) работы с клиентами, которые ко мне обращаются с проблемами в воспитании детей, я сформировала свои собственные правила.

1. Самое первое и главное правило, к которому я шла не один год, постоянно спотыкаясь, то меняя его, то снова к возвращаясь:

- Я всегда начинаю работать с диагностики. С мамой. Иногда это бывает и папа. Много раз у меня на диагностике были оба родителя.

Для чего это важно для меня? Какой бы не был запрос родителей (всегда в переписке прошу коротко мне рассказать о проблеме), я всегда знаю и понимаю, что как- то на эту проблему влияют папа и мама. Или только один из них. Или отношения между ними. Или даже то, что на воспитание ребенка влияют бабушки и дедушки.

И я сейчас ни разу ни говорю о вине родителей в поведении ребенка. Я говорю о том, что семья- это система. А в системе каждый элемент влияет на другой. И каким бы ужасным не было поведение ребенка, его место в этой системе всегда будет самым уязвимым. Он пока не может зарабатывать, он не может просто так взять и уйти из семьи, если ему что- то не нравится (как это может сделать папа или иногда и мама), он сильно зависим от родителей, для него биологически («выживательно») важна привязанность к родителям. Даже если он постоянно хамит и дерзит. Даже если он неуправляемый. Поэтому на диагностике с родителем я всегда найду те причины в воспитании, которые влияют на состояние, поведение, мысли ребенка. И расскажу родителям, что с этим нужно делать.

Когда я все же изменяла своему правилу и на диагностику приходил ребенок, а не мама (иногда из- за того, что возраст достаточно взрослый -15-18 лет, иногда из- за того, что по описаниям мамы мне казалось, что проблема «чисто ребенковая»), выяснялось, что ребенок вовсе не хотел к психологу, это родители его сюда буквально запихнули. Или на диагностике с ребенком, я все равно понимала, что мне нужны родители. Начинать нужно с них.

2. Следующее важное правило для меня: если после диагностики я понимаю, что в первую очередь нужно работать с родителем, а он отказывается, я не беру ребенка в работу. Когда- то в самом начале своей работы я все же занималась с ребенком, даже если родитель не готов был меняться. Это приводило к тому, что работа была слишком длительной. Потому что поведение родителей не менялось и нам с подростком приходилось буквально идти «через густой непроходимый лес» с его растущей самооценкой и уверенностью. Хотя родители именно этого и хотели- поднять самооценку. Но сами же ей и сопротивлялись. Ребенок результат-то получал, но слишком долго и очень уж энергозатратно и для меня, и для самого ребенка.

Или было еще так: на занятии ребенок начинает меняться, даже три дня дома «держится», а потом приходит ко мне такой же «поломанный». А все потому, что мама- папа- бабушки- дедушки продолжают гиперопекать, кричать, стыдить, тревожиться, унижать и т д. А семья (напоминаю)- это система. И ребенок все равно будет подстраиваться под эту систему. И значит его поведение будет возвращается к старому. Ведь именно оно было удобным для родителей.

Да, почему и в каком месте «удобным», это я тоже показываю и рассказываю родителям. Самим это не понять и не увидеть. Я умею очень хорошо видеть и понимать поведение ребенка как следствие определенного действия или бездействия родителей.

3. Следующее правило: у меня всегда есть домашнее задание на неделю. Это касается и подростков, и родителей. Все изменения обязательно нужно встроить в реальную жизнь. Без этого все бесполезно. Час- полтора (и даже два иногда бывает) работы со мной в неделю без работы клиента в остальное время не изменит так жизнь клиента, как ему хочется. Да, нужно еще и самому поработать.

Задания мои всегда небольшие, но очень важные. Иногда это просто медитация или десятиминутное дыхание, но я всегда точно знаю, для чего это домашнее задание и к чему оно приведет.

4. Что еще является моим правилом? Мне можно писать между занятиями. Можно спрашивать, задавать вопросы. И практически всегда я отвечаю клиентам в течение дня. Уже по своему профессиональному опыту знаю, что это очень важно. Поэтому и к результату мы с клиентом приходим быстрее.

5. Правило номер пять. Если вижу, что взрослому или ребенку нужно обратиться за помощью к психиатру, всегда об этом скажу. Потому что иногда нужна совместная работа врача и психолога. Иногда не справиться без медикаментов. Многие родители боятся походов к такому врачу и очень зря. Это не про то, что "поставят на учет" и не про то, что "мой ребенок какой- то не такой". А про то, что ребенку нужно в своевременно оказать медицинскую помощь. А можно и опоздать. И если родитель отказывается идти к психиатру, я тоже откажусь от такого клиента. Это уже тоже мой опыт.

А вот это уже для меня закон, даже не правило:

- использовать в работе самые эффективные и доказанные методы, самый главный и основной- это ДПДГ (десенсибилизация и переработка движением глаз)

- учиться у лучших учителей. У тех, у кого есть возможность отрабатывать полученные знания на практике. А учусь я постоянно.

Исходя их этих моих правил, я могу гарантировать результат в том случае, если:

- На первой диагностике передо мной сидит родитель.

- Если родитель принимает решение идти в работу для того, чтобы помочь своему ребенку. (Иногда после диагностики выясняется, что все же ко мне нужно прийти только ребенку, такое бывает тоже. С родителем мы тогда в переписке что- то корректируем)

- Если в ходе работы выполняются все мои ДЗ

- Если родитель консультируется у врача психиатра, если я его к нему направляю.

- Если все в семье настроены на достижение результата. Если не настроены, то я это тоже всегда увижу на диагностике и прямо об этом скажу.

Самое главное, что должна понимать каждая мама:

- она ни в чем не виновата, она в каждый момент своей жизни делала ровно столько, сколько знала и могла

- а когда мама (или оба родителя) уже узнала (узнали), что делали не так и что нужно менять, то ровно с этого момента можно решить практически любую проблему ребенка, изменив свое родительское состояние/ поведение/ мысли/ решения. Те родители, кто прошел со мной путь своих личных изменений (и их детей я даже не видела) очень удивлялись и радовались этому.

Чтобы записаться на диагностику, пишите «Хочу на диагностику»

В неделю беру 2 человека.

Татьяна Бурым- профессиональный детский психолог

ТГ канал "Переведу с подросткового на взрослый"

Написать в Вотсап

Написать в Телеграмм

Сообщество в ВК