Найти в Дзене

Сила «здесь-и-сейчас» в психотерапии

Концепция «здесь-и-сейчас» в психотерапии это не просто инструмент, а сама суть терапевтического процесса. Она фокусируется на непосредственных событиях терапевтического сеанса, на том, что происходит прямо в кабинете между терапевтом/психологом и клиентом в данный момент, минуя долгие экскурсы в прошлое. «"здесь-и-сейчас" относится к непосредственным событиям терапевтического сеанса, к тому, что происходит здесь (в этом кабинете, в этих отношениях, в пространстве между вами и мной) и сейчас, в этот непосредственный момент». Это не значит, что история клиента не важна, это значит, что ключевые проблемы человека всегда проявляются в его текущих реакциях, словах и поведении. Почему это работает? Обоснование использования «здесь-и-сейчас» строится на том, что человеческие проблемы в большей степени являются проблемами взаимоотношений. Человек — существо социальное, и его личность формируется через взаимодействие с другими. Здесь можно сказать, что большинство психологических трудностей т

Концепция «здесь-и-сейчас» в психотерапии это не просто инструмент, а сама суть терапевтического процесса.

Она фокусируется на непосредственных событиях терапевтического сеанса, на том, что происходит прямо в кабинете между терапевтом/психологом и клиентом в данный момент, минуя долгие экскурсы в прошлое.

«"здесь-и-сейчас" относится к непосредственным событиям терапевтического сеанса, к тому, что происходит здесь (в этом кабинете, в этих отношениях, в пространстве между вами и мной) и сейчас, в этот непосредственный момент».

Это не значит, что история клиента не важна, это значит, что ключевые проблемы человека всегда проявляются в его текущих реакциях, словах и поведении.

Почему это работает?

Обоснование использования «здесь-и-сейчас» строится на том, что человеческие проблемы в большей степени являются проблемами взаимоотношений.

Человек — существо социальное, и его личность формируется через взаимодействие с другими.

Здесь можно сказать, что большинство психологических трудностей так или иначе всё таки связаны с отношениями: страхом близости, конфликтами, неумением выстраивать контакт и т.д. И если у человека есть проблемы в общении, то межличностные проблемы индивида, в конечном счете, вскроются в состоянии "здесь-и-сейчас" терапевтической встречи.

Терапия как микрокосм жизни: учитесь слушать.

По хорошему, кабинет психолога становится уменьшенной моделью мира клиента. И один из первых шагов терапии состоит в том, чтобы обнаружить эквиваленты «здесь-и-сейчас» межличностных проблем вашего пациента.

Поэтому важнейшей частью вашего образования должно составлять умение сконцентрироваться здесь-и-сейчас. Точнее, вы, как специалисты, должны научиться слушать здесь-и-сейчас.

Повседневные события каждого терапевтического сеанса богаты обширными данными: уделяйте внимание тому, как именно клиенты здороваются с вами, занимают место в пространстве, рассматривают или нет окружающие их предметы, начинают и заканчивают сеанс, излагают свою историю, устанавливают контакт с вами.

То, как он здоровается, садится, комментирует обстановку, даже как берет салфетку — всё это ценные данные.

При этом помните, что один человек может раздражается из-за грязного пола, другой восхищается вашей коллекцией книг на полках, а третий вообще может не замечать окружающей обстановки в кабинете.

Разные реакции на одни и те же стимулы раскрывают внутренние установки и глубинные паттерны.

На что обращать внимание?

Мелкие детали часто говорят громче больших историй.

Например, один клиент будет извиняется за сломанный замок на двери, будто это его вина, другой настойчиво потребует починить, а третий просто проигнорирует. Вот еще: кто-то боится взять последнюю салфетку, кто-то шутит про пустую коробку, а кто-то приносит новую.

Всё это — проекции внутреннего мира, страхов, убеждений и способов взаимодействия с окружающими наших клиентов.

Главный инструмент — сам терапевт

Здесь также будут важны наши собственные чувства и реакции как психологов — это важный источник информации.

Если клиент вызывает раздражение, тревогу или желание опекать, значит, так, вполне вероятно, он влияет и на других людей в своей жизни.

Важно не игнорировать подобные сигналы, а использовать их для лучшего понимания своих клиентов.

В заключение

«Здесь-и-сейчас» — это зеркало, в котором отражаются все проблемы клиента.

Порой не нужно копать глубоко — достаточно наблюдать за тем, что происходит прямо сейчас в кабинете.

Поэтому главный совет вам как психотерапевтам/психологам: используйте, используйте, и еще раз используйте «здесь-и-сейчас».

Живая реакция всегда честнее воспоминаний.

Как ваш супервизор, я могу помочь вам отточить навык работы в фокусе «здесь-и-сейчас», интегрируя его с принципами ACT, где мы будем учиться замечать, как в этих моментах проявляются психологическая гибкость клиента или его слияние с мыслями, и как, например, использовать живое взаимодействие для расширения контакта с ценностями и принятия ответственности за свои реакции.

А на этом пока всё. Ваши вопросы, истории и комментарии важны для меня — делитесь ими в комментариях!

С уважением,
Арсений Михайловский
Клинический психолог, АСТ-терапевт, супервизор.

Предлагаю формат поддержки для психологов исключительно под Вас, где мы можем разобрать Ваш случай/вопросы через супервизию, наставничество или обучение — выбирайте формат и записывайтесь.

Справка о супервизии выдается по запросу.