Князь Владимирский, Суздальский и Ростовский Андрей ехал на охоту. Часто теперь выезжал он вот так, с малой дружиной, за пределы тесного города. Ему казалось, что сами стены давят на него, душат своей неприступностью. Любил, пустив коня медленным шагом, смотреть в даль и размышлять о жизни своей. Со стороны могло показаться, что не о чем тужить князю Андрею. С соседями ладил, киевские князья, менявшиеся с невероятной быстротой, его не трогали, ведь Андрей, в отличие от отца своего, не воевал за великокняжеский стол. Но то была лишь видимость. Андрей учился на ошибках своего отца, выжидал удобный момент, чтобы заявить о себе. Сам по себе Киев был ему не нужен. Во Владимире строил он город, способный по красоте и величию сравниться с главной вотчиной русских земель. Мечтой его было утвердить свое старшинство, заслужить признание его старшим и Великим князем Руси.
Его сородичи, между тем не унимались. На Киев то и дело шли объединенные в союзы Мстиславичей, Святославичей и иных отпрысков княжеских. О Киеве грезил и младший брат Андрея, Глеб неизменный участник каждого набега на стольный град.
Андрей ждал. Ждал, вопреки упрекам жены своей Улиты, которую, по прошествии многих лет супружества, продолжал истово любить. Пятерых детей родила ему Улита. Четыре сына и дочь - богатство путь и не такое, как у отца его, а все же знатное. Сыновья старшие уже были для Андрея опорой, верными соратниками. Вот и сейчас, где-то позади, среди дружинников, весело гоготал старший, балагур Изяслав, и внимательно смотрел по сторонам, серьезный и вдумчивый Мстислав. Вот только от самой Улиты Андрей любви ответной так и не дождался. Строптивая и непокорная, на все свое мнение имеющая, Улита нравилась ему такой, но хотелось и ласки ответной, хотя бы в минуты, когда они оставались наедине. До сих пор не дождался нежного взгляда или доброго слова. И именно Улита пеняла ему за его нежелание биться за Киев.
-Чего не достает тебе? - спрашивал Андрей, когда напор жены становился особенно рьяным, а намеки превращались в открытые упреки.
Ответить она не могла и на время ослабляла свой натиск, чтобы через какое-то время возобновить его вновь. Андрей подозревал, что за этим стояли братья Улиты, Яким и Петра. Оба они были для Андрея, как занозы, впившиеся в самые чувствительные места и не дающие покоя. Но избавиться от них Андрей не решался, чтобы окончательно не отдалить от себя жену. Все было у свояков для вольготной жизни, но оба они жаждали большего, грезили властью.
Занозой в сердце сидело и решение избавиться от собственных братьев, нашептанное ему в ухо Улитой и подкрепленными доводами Якима и Петра, о том, что идет от меньших юрьевичей угроза его собственным детям. Яким открыто взывал к нему и вовсе лишить братьев жизни, но Андрей, страшась гнева Господня, на такой шаг не решился, о чем нисколько не сожалел сегодня. Чувство вины, и без того мучавшее его, было бы в сто раз сильнее, ведь тогда ничего нельзя было бы исправить. За братьями он наблюдал издали. Через купцов и послов знал о каждом шаге Василько, который, как старший, интересовал его больше всего. Но только наблюдений было для Андрея мало. Хотел связать Василько с Русью, из которой сам же его и удалил, узами, более крепкими, чем просто любовь к родной земле. Девица подходящая была уже в пути. Боярин Петр Михалкович, зз Новгорода, как и многие сметливые новгородские мужи, видел упадок собственного, некогда великого города, и стремился угодить князю Владимирскому, чтобы заручиться его поддержкой. Петр среди таких сметливых был, пожалуй, наипервейшим. Для него, человека богатейшего, иметь близкие сношения с князьями было делом чести и он готов был пожертвовать многим ради этого. Так что, будучи у князя Андрея и прослышав, что он ищет невесту для своего младшего брата, Петр Михалкович сразу же предложил ему свою Анастасию. Андрей не отказался. Со дня на день ожидал он вестей с Дуная о состоявшейся свадьбе, а уж после он придумает, как обуздать Василько.
-Вот и конец пути! - вздохнула Анастасия, когда ей указали на появившиеся вдали очертания крепости, к которой направлялся ее обоз.
Много перемыслила она за время пути. Даже о смерти помышляла, да только жажда жизни взяла свое и попытка прыгнуть с обрыва в реку, так и осталась лишь задумкой. К концу пути ее одолевали уже другие мысли - как показать этим людям, что она не кукла безвольная, направленная чужаку для утехи, а девица боярского роду и цену себе знает!
И все же, увидев крепость, Анастасия затрепетала, все сжалось внутри.
"Ох, мама, матушка! Как мне сейчас тебя не хватает!" - думала она, ощущая вокруг себя черную пустоту, которую нечем было заполнить.
От крепости отделился отряд всадников и направился им на встречу. Во главе отряда скакал немолодой уже ратник, а подле него два совсем юных всадника, почти дети.
-Воевода Гром! - услышала Анастасия, как представился ее сопровождающим ратник. Переговоры прошли быстро, их ждали. Повозка Анастасии покатилась дальше. Юные спутники воеводы, то и дело, оглядывались, пытаясь рассмотреть Анастасию и это вызывало в ней глухое раздражение. Сама себе казалась она диковинной зверушкой, что скоморохи на ярмарках показывают. Вдруг тот, что самый маленький, в очередной раз взглянув на нее, подмигнул и улыбнулся, да так искренне, что раздражение Анастасии как рукой сняло, и она невольно улыбнулась в ответ.
Крепость показалась ей этаким каменным мешком, в который напихали множество людей. Тяжелые ворота захлопнулись за ней, как створки ловушки. Однако за воротами шла обычная жизнь, такая же, как и в Новгороде, и прерывалась она сейчас лишь по ее вине. Люди замирали, глядя на нее с любопытством, останавливались, забывали на миг про дела свои, но через мгновение все возвращалось на круги своя и люди приступали к своим делам, быстро забывая о новоприбывшей.
Из высокой башни, служившей, как поняла Анастасия, главным зданием в крепости, вышла женщина в окружении свиты. Она подслеповато сощурилась на солнце, стараясь разглядеть Анастасию и улыбнулась.
-Княгиня Елена, вдова князя Юрия перед тобой! - шепнул кто-то Анастасии в ухо.
"Значит мать моего жениха!"- поняла Анастасия. Про эту женщину она слышала многое. Даже в Новгороде любили перемыть княгине косточки. Кто она, откуда взялась, какого роду-племени, не знал достоверно никто. Говорили, что княгиня ведьма лесная, приворожившая князя Юрия и на себе женившая. Судачили, что она извела первую жену князя, что бы занять ее место. Однако, ничего страшного во внешности княгини Анастасия не увидела и решила, что время покажет, какова эта женщина на самом деле.
А пока, княгиня, ласково улыбаясь, шла навстречу Анастасии.
-Добро пожаловать, милая!- проговорила она поравнявшись с девушкой и протягивая к ней руки.
Трехкратное целование завершилось крепким объятием и Анастасию повели внутрь высокой башни, оставив позади ее собственную свиту, словно показывая, что отныне она принадлежит другому миру, а прошлое навсегда осталось позади.
Ярина долго думала, как лучше объявить невестке о подмене женихов, и в итоге пришла к выводу, что только правда, сказанная сразу, может дать шанс Анастасии и Мстиславу на счастливую жизнь. Поэтому, дав девушке немного прийти в себя и отдохнуть, Ярина позвала Анастасию к себе для важного разговора.
Девушка ей понравилась. Немногословная, красивая, видно, что умом не обижена. С такой не к чему ходить вокруг да около.
- Садись, Анастасия! - сказала Ярина, когда девушка вошла.
Та покорно опустилась на указанную скамью.
-Я о предстоящей свадьбе поговорить с тобой хочу!
-О моем желании не спрашивали, когда сюда отправляли!- заявила Анастасия, сильно удивив будущую свекровь, - И теперь пусть все без моей воли решается!
- Могу понять тебя, девочка! Но такова судьба женщины, за нее решают мужчины!
-За тебя тоже решили?- Анастасия смотрела Ярине прямо в глаза и казалось читала ответ прямо оттуда.
-У меня не было отца или брата, чтобы вершить мою судьбу!- призналась Ярина.
-Тогда откуда тебе знать, что я чувствую!
- Я оказалась здесь, вместе с сыновьями, по воле брата мужа! Так что и за меня решали!
Анастасии нечего было возразить и она промолчала, признавая за Яриной первую победу.
-Итак, я хочу обсудить с тобой твоего жениха!
-С ним что-то не так?
-Нет, с ним все хорошо. Он молод, хорош собой, умен, здоров.
-Тогда, что обсуждать?! Выбора-то у меня все равно нет!
-Ты прибыла сюда, как невеста князя Василько! Однако он на тебе не женится!
-Меня отправляют обратно?- отчаянная надежда зазвучала в голосе Анастасии.
-Нет! На тебе хочет жениться второй мой сын, князь Мстислав. И все, что я говорила о уме и здоровье жениха, в полной мере относится и к нему!
- Чем же я не угодила князю Василько?
-Не в тебе дело! Однако, ты жаловалась, что тебе не дают выбора. Так вот, я желаю, чтобы ты решила сама, выйти за Мстислава или вернуться домой!
Эти слова вырвались у Ярины против воли. Она не планировала их произносить и не подумала, что будет, если девушка предпочтет возвращение на родину.
Анастасия же встрепенулась, готовая тут же дать ответ, но Ярина продолжила.
-Но сначала ты познакомишься с князем Мстиславом, это мое условие!
Анастасия вздохнула и согласно кивнула головой. В душе она уже приняла решение. Каким бы ни оказался князь Мстислав, она поедет домой...
Дорогие подписчики!
Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву!
Подписывайтесь на мой Телеграмм канал, что бы не пропустить новые публикации. Так же на канале публикуются материалы о личной жизни жизни автора, анонсы и объявления.
Поддержать автора (если есть желание) можно переводом на карту:
Сбербанк: 2202 2067 5653 0312