И только Тася хотела ответить сыну, как он произнёс:
- Мам, я вообще другое хотел тебе сказать. Женюсь я. Рите сделал предложение, и она согласилась. Через два месяца свадьба у нас.
Тася, от радости за сына, прислонила ладонь к груди:
- Да ты что? Согласилась всё же?
Юрий улыбнулся:
- А куда она от меня денется?
Путеводитель по каналу можно посмотреть здесь
******
Прошло ещё два года. Начало лета.
- Так… Сумка с вещами готова. Теперь продукты. Курочку на бульон на самое дно. Сверху огурчики свежие, конфеты Надины любимые к чаю, пирожки с картошкой и печенью. - Тася выпрямилась в спине и провела взглядом по своей чистенькой, уютной кухне:
- Что же ещё? Что-то я хотела… А! Яйца чуть не забыла! Ох, хорошо, что вспомнила, а то в прошлый раз так в холодильнике и остались лежать.
*****
Тася, к каждой своей поездке в соседнее Лыково, готовится тщательно.
В первые месяцы замужества и до родов, дочь Надя чаще сама приезжала к Тасе в гости. Зять Михаил обычно привозил свою молодую жену, а сам уезжал таксовать. И только поздним вечером он приезжал за Надеждой.
У тёщи молодые ужинали, а потом отправлялись домой.
Тася, как могла, поддерживала в то время беременную дочь, успокаивала её, давала советы.
А Надя своими приездами отогревала душу Таси, дарила ей радость и надежду на счастливое будущее.
В конце жаркого и душного июля Надя родила дочь Полинку – темноволосую девочку с серыми глазами – копию своего отца Михаила. Тася, впервые увидев внучку после выписки из роддома, очень обрадовалась тому, что гены Михаила победили, и не досталась внучке внешность «Рыжей Таси».
Может быть и странно, но именно рождение Полинки, совсем внешне не похожей на своих родственниц по материнской линии, вывело Тасю из пучины тоски, по рано ушедшему из жизни любимому мужу Василию.
У женщины, с появлением внучки, словно расправились крылья за спиной.
Даже люди в посёлке стали замечать перемены, происходящие с почтальонкой. А всё потому, что Тася стала чаще улыбаться при встрече со знакомыми людьми, и даже, казалось, походка у неё стала легче, и цвет лица свежее.
Всем теперь казалось, что Рыжая Тася постоянно куда-то очень спешит!
И люди не ошибались в своих наблюдениях. Тася, оправившись немного от горя, и успокоив себя мыслью о том, что Вася всё равно, пусть и незримо, но рядом с нею каждую минуту, теперь старалась успеть как можно больше. Все дела она теперь делала в быстром темпе, не тратя время в пустую.
И всё это она делает для того, чтобы полностью освободить себе один из выходных дней.
В этот свободный день Тася и ездит в Лыково.
Рано утром, на первом автобусе, он доезжает до соседнего населённого пункта, дорогу к которому когда-то, много лет назад, строил отец Таси со своею бригадой строителей.
И весь этот день женщина проводит с дочкой и внучкой.
А уже вечером Тася уезжает последним рейсом домой, в Лесной. Или её зять Миша, если он в это время бывает дома, отвозит на своём автомобиле.
В родном же посёлке Лесном, в будние дни, «Рыжую Тасю» люди стали чаще замечать на рынке, среди вещевых торговых рядов.
И если кто из этих людей, гонимый любопытством, спрашивает Тасю при встрече, она им отвечает охотно, но без хвастовства, а просто, чтобы человеку ответить на вопрос.
При этом Тася демонстрирует любопытствующему то красивый халатик, который она выбрала и собирается купить дочери Наденьке, то детские игрушки, самые яркие и красивые для внучки Полиночки.
И даже местные торговцы Тасю стали встречать на рынке, как родную, ведь Рыжая Тася у них в постоянных клиентах теперь.
Бывает и такое, что Тася записывается у торговцев в в долговую тетрадь, когда у неё нет с собою денег, а вещь какая-то ей приглянулась, размером подходящая для дочери, или же сыну Юре (внучке Полиночке, зятю Михаилу, старикам, родителям Василия).
И Тасю с удовольствием записывают и обещают подождать с отдачей долга, так как знают, что местная почтальонка всегда на виду, и долги свои не задерживает, возвращает быстро.
Только вот себе Тася ничего практически не покупает. И как её не уговаривают торговки, ничего не получается. Рыжая Тася обходится минимумом вещей в своём гардеробе, и украшать себя не любит.
Или не хочет?
И именно эта появившаяся у Таси мания «делать подарки» родным, стала дарить ей ту радость жизни, энергию и силы, которых в ней не было со дня смер****ти любимого Васеньки.
Но так как зарплата почтальона мизерная, Тася теперь вяжет в своё свободное время шерстяные носки и безрукавки на продажу. И от травли мышей на полях не отказывается, когда ищут людей по объявлению в сезон.
Также Тася, по осени, вместе с другими селянами, ходит по опустевшим полям и собирает шляпки подсолнечника, оставшиеся после уборки комбайном.
Собранные семена подсолнечника она сдаёт на маслобойню, и получает за это масло душистое, янтарное и жмых на корм домашней птице. Часть подсолнечного масла Тася раздаёт родным, а другую часть продаёт. И снова всё тратит на подарки для родных.
Работает Тася, себя не жалеет. И вся работа ей в радость. А порою, когда сил не остаётся и тело требует отдыха, уходит женщина в свою комнату, берёт в руки фотографии Василия и мамы, и рассказывает им обо всем, что чувствует. Что успевает сделать, а что нет, как ни старается.
С фото смотрят на Тасю Василий и Вера, и чувствует она в такие моменты поддержку и любовь родных.
Да, их нет среди живых людей, но они всегда, незримо, рядом. И любовь Таси и Василия не закончилась с его уходом.
Спустя три года Тася научилась снова радоваться жизни. И в такие вечера делится этой радостью с Васей. И мамой.
*****
- Мам? Ты ещё дома?
Тася, услышав голос сына Юры, замерла на секунду, с ячейкой, полной куриных яиц в руках, а затем ответила:
- Да! Я на кухне!
Юрий зашёл на кухню и хмурым взглядом окинул сумки, которые мать собрала, чтобы поехать, навестить Надю и её семью.
- Мм… Собираешься ещё. А ты что? Весь дом собралась увезти с собой? – Спросил он, проходя мимо и подходя к плите.
Тася проследила взглядом за действиями сына, который сейчас поднял чайник и пил из носика остывшую, кипяченую воду.
- Почему «весь дом»? Я так, всего понемногу взяла.
- Да мне не жалко, мам. – Опустив чайник на плиту, со вздохом ответил Юрий. – Дело в другом. Просто не умеешь ты с деньгами обращаться. Работаешь, работаешь, и всё в пустую.
- Как это я не умею? Почему «в пустую»? – Тася смотрела на сына, округлив в удивлении глаза.
- Да вот так, мам. Я же вижу, ты тоже работаешь не меньше, чем я. А дома у нас ничего не меняется. Те же шторы, та же мебель, которую вы с отцом покупали, когда я ещё пешком под стол ходил. Мои деньги видно. Я машину купил. Бизнес расширяю. А ты своё заработанное всё вот этими сумками вывозишь из дома. А мы с тобой вроде как одна семья?
- Я твои деньги не трачу, сынок. И у тебя ничего не прошу. К тому же, я продукты домой покупаю. Не ты.
Юрий вновь нахмурил брови, вздохнул устало, и ответил, словно ему было лень произносить слова:
- Мам, я тебе про другое. Мне ж не жалко. Но ты нам ничего не оставляешь! Ты когда себе хоть что-то покупала? Только и вижу, как сидишь, дырки латаешь. Зато Наде уже твои шмотки девать некуда. А у неё Мишка есть. Это он должен её обеспечивать, а не ты.
Тасе было обидно слышать такие слова от сына, но она понимала, что это, видимо, ревность у него такая. Считает Юра, что ему меньше её внимания достаётся.
Но так уж получается, что с Юрой они могут за день всего-то парой дежурных фраз обменяться. Сын вечно хмур и задумчив с утра, а вечером возвращается из мастерской уставшим и голодным. А как поужинает, так или в свою комнату уходит телевизор смотреть, или из дома уезжает. И, бывает, что к утру только возвращается.
Нет между ними той связи, того тепла родственного, как у Таси с дочерью Надей.
И только Тася хотела ответить сыну, как он произнёс:
- Мам, я вообще другое хотел тебе сказать. Женюсь я. Рите сделал предложение, и она согласилась. Через два месяца свадьба у нас.
Тася, от радости за сына, прислонила ладонь к груди:
- Да ты что? Согласилась всё же?
Юрий улыбнулся:
- А куда она от меня денется? Тем более теперь, когда я наладил своё дело. Я ей пообещал свадьбу в городе отпраздновать. В ресторане. А ночь в дорогом отеле провести.
Тася слушала сына и только всё больше удивлялась:
- Это ж какие деньжищи, сынок!
- Ничего. Сейчас сезон. Заработаю. Я себе двух помощников беру, чтобы ещё и установкой заборов заниматься.
- Юра, ты и так в этой мастерской от зари до зари! Куда ещё и установки?
Сын подбоченился, качнул головой и ответил:
- Я ради счастья Ритки на всё готов.
Но уже в следующее мгновение Юрий вновь вернулся к тому, о чём они говорили до этого.
- Вот и я тебе про что хочу сказать: невеста скоро в дом наш придёт. Надо бы что-то заменить, освежить. Твоя помощь мне нужна, мама. Я ж в этом ничего не понимаю.
- Так и я не понимаю! – Ответила Тася. – Меня всё устраивает. Что у нас менять? Мебель хорошая вся, крепкая.
Юрий наклонил голову к плечу и спросил:
- Ты вообще слышала, о чём я тебе до этого говорил?
- О чём ты мне говорил? – Тася замерла. В глазах сына она видела разочарование и грусть в этот момент.
- Бесполезно всё. – Вдруг подвёл черту под этим разговором Юрий, а затем развернулся и вышел из кухни, оставив Тасю в раздёрганном, подавленном состоянии.
Что он мне говорил?
Про свадьбу, про деньги…
Про то, что я не умею их тратить…
Тася опустила взгляд на сумки с собранными гостинцами, и на её глаза навернулись слёзы.
Этот разговор с Юрой словно что-то надломил в её душе.
Неужели я всё делаю неправильно?
*******
Продолжение следует))
© Copyright: Лариса Пятовская, 2026
Свидетельство о публикации №226011201381
Огромное спасибо за ожидание и прочтение))
Мои дорогие! Новые главы будут выходить на канале в 07:00 по мск, с понедельника по субботу.