Приступая к чтению романа Кати Качур "Любимчик Эпохи" я была абсолютно уверена, что мне понравится - всем же нравится, и романы писательницы советуют практически из каждого утюга. Но нет, Качур, кроме омерзения, своим творением не удалось вызывать во мне никаких чувств.
"Любимчик Эпохи" - роман о двух братьях, у которых с самого детства не заладились отношения. Родион - старший брат, красивый, сильный, с характером. Илюша - младший, тщедушный, вечно болеющий, но как-то умудряющийся влюблять в себя всех женщин, с которыми сталкивается. Родители любили Илюшу больше и заставляли Родиона присматривать за ним. Тот, в качестве протеста, вечно пакостил младшему брату. Одна такая пакость обернется проблемами со здоровьем Ильи, с которыми он будет мучиться до конца жизни. Младший потом отомстит старшему, правда, неспециально, но так отомстит, что со смерти Родиона и начнется "Любимчик Эпохи".
В целом-то Качур задумала неплохую историю, которая могла бы меня тронуть, будь она написала другим языком. Прозы я читаю немного, меня больше привлекают другие жанры. Так вот, например, в триллере чернушность, грязь, физиология меня отталкивать не будут - они являются частью сюжета, без них часто и полноценной картины происходящего-то не построить. Но зачем подобными составляющими наполнять прозу, герои которой должны вызвать сочувствие, заставлять проникнуться их судьбами. А как это можно сделать, когда моментами просто начинает воротить от написанного.
Где-то к середине книги, после продолжительного чтения, я поняла, что роман ничего, кроме омерзения, во мне не вызывает. Человечьи кости, варящиеся в кастрюле, блевотина, в которой обязательно нужно измазаться с ног до головы, отвратительная сцена с порванной плевой девочки и т.д. и т.п. Отдельного упоминания стоят метафоры:
- "Всем включить мозги и управлять парашютом, а не падать тупым говном в дырку сортира"
- "Выпирающий позвоночник раненной змеей пытался уползти в мокрые трусы"
- "Жаждущие зрелища соседи от туалета Эпохи до самого выхода из квартиры выстроили жирную колбасу"
Причем одни метафоры просто гадкие, другие чересчур витиеватые, отчего становятся просто бессмысленными. Но Качур старательно пихает их везде, где только подвернется возможность, да так, что от этих сравнительных оборотов начинаешь сильно уставать.
В общем, наступил момент, когда я поняла, что просто физически не могу читать дальше. И меня стало сильно напрягать, что на моей книжной полке лежит еще одна книга Качур, скорее всего похожего содержания. Во второй части книги гадостей стало поменьше. Правда, читатель еще узнает, что моча на ботинках в мороз застывает и превращается в желтые шарики. Очень полезная информация, не так ли? Потом еще будет живописное описание задранной собаками девочки и превращение бабки в святую, тоже гадкое, хотя сцена должна быть трогательная. Но на такие моменты уже перестаешь обращать внимание, так как мысли только о том, чтобы поскорее разделаться с этой книгой.
Отдельного упоминания стоят диалоги. Ладно, маты в армии, но когда женщина, с филологическим образованием матерится как сапожник. Я долго не могла определиться: диалоги в "Любимчике Эпохи" мне больше напоминают бессмысленные и пустые из романов Донцовой или вульгарные из бандитских боевиков.
В романе зашкаливает количество идиотов. Один идиот прогуливал уроки биологии и не имеет ни малейшего представления о группе крови. Другая идиотка решила самоубиться и убить своего ребенка очень мазохистско-садистским способом, особенно учитывая, что она на отлично знала химию. Третьи идиоты выдали сумасшедшей женщине, нуждающейся в уходе, квартиру, вместо того, чтобы положить ее в специализированное учреждение. Зато негодяй Петька оказался самым шаристым. Он никак не мог знать, что его дочь умерла, но за квартирой ее приехал. Здесь Качур убивает всю интригу, и это в середине романа. Вот только непонятно, специально она это сделала или посчитала, что читатели не особо прозорливы, чтобы понять, что к чему. А еще, по мнению, автора вы должны поверить, что если ребенок не ест в школе булочку, то он обязательно скоро попадет в больницу с истощением. Как-будто кроме этой булочки, его больше ничем и не кормят.
По поводу отношений братьев. Честно, я не поняла, что хотела сказать Качур. В детстве отношения были плохие. Во взрослом возрасте братья ради друг друга были готовы пойти на многое, любовь у них, в общем, была. И знаете, такая любовь, что Родиону было все равно, что жена его без ума от Илюши и не скрываясь, даже в мелочах предпочитает мужу деверя. Качур, мне кажется, сама считала, что все нормально и посредством слов своих персонажей всячески оправдывала эту женщину.
В общем, я поняла, что у меня нет никакого желания читать подобную литературу. У той же Абгарян в "Людях, которые всегда со мной" тоже много написано о горе и страдании, но таким языком, что равнодушной просто не можешь остаться. А здесь одна грязь, пошлость и гадость!