Найти в Дзене
Читаю потихоньку

"Пищеблок" Алексея Иванова - антисоветчина или нет ?

"У меня есть ностальгия по детству, я уважаю социальные достижения государства, но категорически против идеологического прессинга. Я считаю, что идеология — вещь умозрительная, она мешает естественному развитию жизни. И совершенно неприемлемо её насильственное насаждение в обществе. Говоря упрощенно, если в романе слово „вампиризм“ заменить словом „идеология“, то будет ясно, о чём „Пищеблок“". Алексей Иванов 1980 год. В Москве проходит Олимпиада, а в лагере "Буревестник" начинается новая смена. В "Буревестник" приезжает 12-летний пионер Валерка и 20-летний вожатый Игорь. Они еще не знают, что скоро совместно будут бороться против вампиров, в которых превратились некоторые обитатели лагеря. Как и непонравившаяся мне "Общага", "Пищеблок" читается очень легко. Попалось мнение, что если с лексической точки зрения проанализировать романы Алексея Иванова, то сделать вывод, что это писал один человек практически невозможно. Так вот особенностью "Пищеблока" были молодежная лексика того врем

"У меня есть ностальгия по детству, я уважаю социальные достижения государства, но категорически против идеологического прессинга. Я считаю, что идеология — вещь умозрительная, она мешает естественному развитию жизни. И совершенно неприемлемо её насильственное насаждение в обществе. Говоря упрощенно, если в романе слово „вампиризм“ заменить словом „идеология“, то будет ясно, о чём „Пищеблок“".
Алексей Иванов

1980 год. В Москве проходит Олимпиада, а в лагере "Буревестник" начинается новая смена. В "Буревестник" приезжает 12-летний пионер Валерка и 20-летний вожатый Игорь. Они еще не знают, что скоро совместно будут бороться против вампиров, в которых превратились некоторые обитатели лагеря.

Как и непонравившаяся мне "Общага", "Пищеблок" читается очень легко. Попалось мнение, что если с лексической точки зрения проанализировать романы Алексея Иванова, то сделать вывод, что это писал один человек практически невозможно. Так вот особенностью "Пищеблока" были молодежная лексика того времени (фига-се, зашибонско), а также различные искажения имен-отчеств и клички - Анастасийка, Игорь Саныч, Свистуха, Титяпа.

В первой части романа происходило не так много ярких событий, а больше описывался быт лагеря, что, наверное, могло вызывать ностальгию у тех, кто в этих лагерях бывал. Возможно, бывал в них в то время и Алексей Иванов, так как в 1980-м он был практически ровесником Валерки. Сам же писатель рассказывал, что лагерные "страшилки", которыми изобилует роман, он собирал по знакомым. А вот последние главы у Иванова получились динамичными и увлекательными. Я не люблю открытые финалы, но финал "Пищеблока" приняла без всякого возмущения. То, что произошло с Валеркой я считаю мощным и неожиданным ходом. И пусть читатель не знает, что будет дальше с героями "Пищеблока", Иванов все же оставляет надежду, что все сложится хорошо.

-2

Я негативно воспринимаю антисоветчину в кино и книгах. Но у меня не возникло ощущения, что в "Пищеблоке" эта антисоветчина есть. Я и сама не особо жалую жестко навязанную идеологию, сверхинициативных и не в меру увлеченных служителей этой идеологии, а также вмешательство коллектива в личную жизнь. Я не считаю, что связав вампиров с атрибутами коммунизма, Иванов как-то обидел Советский Союз. Другое дело, стремление мальчика найти идеальный коллектив, его разочарования мне показались какими-то неестественным. Разве об этом думает ребенок в 12 лет? Хотя, тогда , возможно, были другие дети.

Учитывая, что хотел сказать Иванов своим романом, наверно, и не стоит судить о нем, как о представителе жанра мистики, что делают многие, называя писателя чуть ли не последователем Стивена Кинга. Сам же Иванов определил жанр своего романа как "традиционная психологическая проза". На меня, честно говоря, эти иносказания в "Пищеблоке" особого впечатления не произвели, я все же читала роман, как историю Валерки и Игоря - парней, которым предстоит сразиться с огромным злом и переживала за их успех. В этом плане "Пищеблок" мне очень понравился.