Найти в Дзене
Historia

Домовой

Домовой — один из самых популярных персонажей славянской мифологии. О происхождении домовых рассказывают следующую легенду: когда Господь при сотворении мира сбросил на землю мятежных духов, часть из них попадала на людские дома. То ли эти духи изначально были подобрее, то ли, поселившись рядом с людьми, они обжились и обмякли, но они не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов веселого и шутливого нрава. По наиболее распространенной версии, домовым становится после смерти основатель рода — один из первых хозяев дома. Также существовало поверье, что домовой возникает из души жертвенного животного, закопанного в фундамент дома, или из души деревьев, используемых для строительства. Не всякий крестьянин решался произносить вслух имя домового, отчасти из уважения к нему, отчасти — из боязни оскорбить его таким прозвищем. Существовали и другие имена покровителя домашнего хозяйства: Доможил, Суседко, Хозяин, Дедушка, Суседушка, Бол

Домовой — один из самых популярных персонажей славянской мифологии. О происхождении домовых рассказывают следующую легенду: когда Господь при сотворении мира сбросил на землю мятежных духов, часть из них попадала на людские дома. То ли эти духи изначально были подобрее, то ли, поселившись рядом с людьми, они обжились и обмякли, но они не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов веселого и шутливого нрава.

По наиболее распространенной версии, домовым становится после смерти основатель рода — один из первых хозяев дома. Также существовало поверье, что домовой возникает из души жертвенного животного, закопанного в фундамент дома, или из души деревьев, используемых для строительства.

Не всякий крестьянин решался произносить вслух имя домового, отчасти из уважения к нему, отчасти — из боязни оскорбить его таким прозвищем. Существовали и другие имена покровителя домашнего хозяйства: Доможил, Суседко, Хозяин, Дедушка, Суседушка, Большак, Хатник, Дымовой, Клетник, Попечник, Господарик, Навной, Гнетка и т. д.

В народных поверьях также встречаются упоминания о жене Домового, которую звали Хозяйка, Домовиха, Доманя, Домовинка, Домовичка, Суседка. Домовая хозяйка по облику и занятиям сходна с домовым, в некоторых районах Домовиху отождествляли с другим домашним духом — Кикиморой.

Как и с разнообразием имен домового, существует много версий того, как он выглядит. В Смоленской губернии полагали, что домовой является в образе седого старика, одетого в белую длинную рубаху и с непокрытой головой. Во Владимирской губернии считали, что он одет в кафтан из желтого сукна и носит большую лохматую шапку, а волосы на голове и в бороде у него длинные, свалявшиеся. В Пензенской губернии домового описывали как маленького старичка: «словно обрубок или кряж», но с большой седой бородой и неповоротливый”.

«Домовой». Картина И. Я. Билибина, 1934 г. Источник: Wikimedia
«Домовой». Картина И. Я. Билибина, 1934 г. Источник: Wikimedia

Домовой также мог принимать зооморфные формы и предстать в виде черной кошки, змеи, лягушки, мыши, петуха, голубя, коровы, медведя, козла или серого барана. Исследовательница М. Н. Власова писала о гибридном существе, в облике которого появляется домовой: «Днем он показывается то как змея, то в виде змеи с петушиной головой, ночью же похож на хозяина дома». Довольно распространена была версия, что домовой мог принимать облик хозяина дома, единственное, что его выдавало, — это лошадиные уши.

Нередко встречалось мнение, что увидеть домового нельзя. Единственный способ — в пасхальную ночь надеть на себя лошадиный хомут, покрыться бороной и спрятаться между лошадьми. Вот только если домовой увидит человека, который за ним таким образом подсматривает, то может сделать так, что лошади начнут бить по бороне и могут даже до смерти забить любопытного.

Среди мест обитания домового в поверьях обычно упоминаются печь, углы дома, чердак, подвал, подполье, чулан, погреб. Можно встретить духа-хозяина также в трубе, под порогом, в хлеву, в амбаре, в сенях, в овинах, в конюшне и даже в бане. Еще одно местопребывание домового — полати — дощатый настил между печью и противоположной стеной. В Саратовской губернии местообитание домового связывалось с бревнами сруба или перекладами: «Довелось выйти в сени, вдруг на перекладине вижу — лежит фигура, похожая на человека, черная как уголь, длинная сажени в три, почти в длину всего переклада; только увидала меня, как тотчас скрылась неизвестно куда».

Считалось, что в каждой жилой деревенской избе обитает домовой. От того, как он относился к людям, живущим в доме, зависело их благополучие, здоровье и даже жизнь. Крестьяне были уверены, что «никакой дом не состоит без домового». При этом домовой привыкал к своей избе так сильно, что его было трудно, почти невозможно выселить или выжить. Если при переходе из старой избы во вновь отстроенную крестьяне не сумеют переманить домового, то он останется жить в старой холодной избе, несмотря на любовь к теплому очагу.

Одной из самых важных и наиболее распространенных функций домового являлось предсказывание им будущего. Существует множество быличек, которые повествуют о том, как «хозяин» предупреждает людей о будущих несчастьях или радостях. Так, само появление домового и возможность человека увидеть его нередко расценивается как дурное предзнаменование, чаще как предвестие смерти жителя дома или пожара. Одной из форм оповещения был вой духа: «Слыхали, как он воет перед смертью главы дома, а перед пожаром выходит из старого дома и тоже воет»; «Ночью перед кончиной хозяина он воет, показывается, стучит, хлопает дверями».

Было широко распространено поверье, что домовой давит на грудь человека ночью. Если такое происходило, следовало спросить: «К худу или добру?». Если домовой отвечал «к худу» или продолжал давить сильнее, значит, быть беде; если говорил «к добру» или прекращал душить – быть радости.

Домовой любит семьи, которые живут в полном согласии, а также бережливых хозяев, которые держат свой двор в порядке и чистоте. Если кто-нибудь из таких хозяев забудет, к примеру, замесить коровам корм или дать лошадям сена, то домовой может сделать это за людей. Однако ленивым и нерадивым жильцам домовой, наоборот, помогает запустить хозяйство и всячески вредит: заезживает лошадей, мучает и бьет скотину; засоряет навозом двор, давит каждую ночь и сбрасывает с печи и полатей на пол хозяина, хозяйку и т. д. Таким образом, неугодных ему людей домашний дух может пугать, причиняя всякий вред, пока жители не решатся переехать. В особенных случаях домовой может даже убить человека. Достаточно распространены сюжеты, как отмечает исследовательница Н. А. Криничная, согласно которым домовой похищает ребенка. Также он может подменить похищенного ребенка чуркой, поленом или обрубком дерева.

Впрочем, можно помириться с рассерженным домовым — для этого надо положить ему под ясли нюхательного табаку или сделать какой-нибудь подарок: разноцветные лоскутки, горбушку хлеба, отрезанную от непочатого каравая, соль, шерсть, деньги (пятачок), в более поздних вариантах — водку .

Домовой тесно связан не только с домом и людьми, но также и с животными, обитающими во дворе. Он может оберегать животных и помогать ухаживать за скотиной в том случае, если она ему по душе. Так, забота домового проявлялась только по отношению к тем лошадям, которые приходились ему «по шерсти» или «по масти», что обычно отражалось на их внешнем виде: «Вот и относительно <…> лошадей. Уж иной как статит, кормит – нет… все чахнет. Отчего? – Значит, шерсть не по двору, хозяин не любит». Считалось, что любимой лошади домовой заплетает гриву, она имеет упитанный вид, а нелюбимая – чахнет. Зачастую домовой советует, какую именно лошадь или корову нужно завести, указывая хозяевам масть животного. Если хозяева выберут лошадь вопреки его советам, то он разными способами её изводит: может защекотать, выщипать шерсть, отобрать корм, вплести веревки в гриву, даже загнать до смерти.

Источники:

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб., 1903.

Фадеева, Л. Е. Представления восточных славян о домовых духах / Л. Е. Фадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1921.

Винокурова И. Ю. Материалы по демонологии и колдовству исаевских вепсов в собрании Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева //Ученые записки Петрозаводского государственного университета. – 2020. – Т. 42. – №. 5. – С. 66-75.

Лискевич Н. А., Машарипова А. Х., Поплавский Р. О. Магико-ритуальные практики в бытовой культуре коми Западной Сибири //Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». – 2020. – №. 1. – С. 193-200.

Исайчев С. А. Суеверия и народные обряды в Cамарской, Саратовской и Пензенской губерниях //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 24. – №. 181. – С. 185-191.

Гекман Н. А. Феномен трикстерства в низшей мифологии славян //Этническая культура в современном мире. – 2020. – С. 29-32.

Бобякова И. В. Образ домового в русском национальном сознании //Известия Южного федерального университета. Филологические науки. – 2014. – №. 1. – С. 35-42.